Французская просветительская философия
Определение 1
Просвещение во Франции — своеобразное направление философии, имеющее очевидные метафизические основы, связанные с конкретно-диалектико-историческим осмыслением важнейших философских идей.
Основное учебное направление было в проблемах природы, материи, движения. Просветители отстаивали материалистический сенсуализм в теории познания. Кроме того, они занимались развитием представлений об эволюции человека. Механизм стал своеобразным способом исследования. Кроме того, была разработана теория рационального эгоизма, имевшая тенденцию к утилитаризму. В свою очередь, концепция общественного договора способствовала формированию новых моделей общества.
Наблюдение 1
Девиз эпохи Просвещения звучал так: «Имейте мужество использовать свой ум!»
Эта позиция заставила меня поверить в то, что человеческий разум поистине безграничен, нет предела совершенству. В таких условиях очень важно понять, что пора избавиться от предрассудков и философских догм, сосредоточиться на интеллекте и избавиться от религиозных суеверий. Сейчас нет места политической тирании. Впереди только вера в прогресс человечества. Педагоги также активно боролись за религиозную терпимость и защиту прав человека. Основная идея состоит в том, что образовательный ум, хотя и критический и эмпирический, безусловно, связан с опытом.
Просвещение этого времени полностью отразило проблемы человечества на данном этапе. Активно велась борьба с феодализмом. Не менее важной была образовательная идея, заключающаяся в том, что это философское направление играет ключевую роль в развитии общества. Просвещение может повлиять на общество только через монарха, близкого к этим взглядам, или через активное распространение знаний об учении среди простых людей.
Наблюдение 2
Ж. Дж. Руссо считал, что образовательные идеи могут быть успешными только через развитие нравственной совести.
Наряду с развитием общества «рационализм» считался специфической чертой эпохи Просвещения во Франции. Здесь основная идея заключалась в том, что «законы природы — это законы разума», что подразумевало неоспоримую пользу законов природы для людей. По этой причине разумные люди интересуются законом природы и хотят овладеть им. Рационалистические идеи Декарта, Спинозы и Лейбница были поддержаны и не подверглись сомнению. Мир — это гармоничное, единое целое, состоящее из простых элементов, которые смогли определенным образом выстроиться в одну линию благодаря логически связанным законам механики. Математика, физика, механика и астрономия — основные науки, которые служат для объяснения мира на основе простых и очевидных понятий.
Основой образовательного мышления была критика политического строя. Предыдущую эпоху часто называли глупой и невежественной. Жизнь общества по-прежнему изучалась с особым интересом. Мыслителей интересовал вопрос о человеческих потребностях и желании их удовлетворить. Естественные права и подчинение окружающей среде, а также проблемы непрерывного развития человеческого разума. Философы Просвещения отказались от идей «грешного человека» и заменили их «настоящим человеком, способным претендовать на земные радости и счастье. В результате родился так называемый атеизм Просвещения, предполагавший противостояние религии и философия.
Для распространения образовательных идей созданы различные академии, масонские ложи, салоны. Основными средствами были письма, очерки и «Энциклопедия».
Пример 1
Масонские общества появились в Лондоне в 1717 году, а затем распространились по Европе. В число масонов входят Фридрих II Великий, Гете, Моцарт, Вольтер, Дидро, Франклин, Рузвельт, Георг IV, Джордж Буш и Казанова. Представителями масонства в России были Павел I, Александр I и Александр II, Баженов, Елагин, Новиков, Карамзин и другие.
У масонов были разные мнения, например, одни хотели мира и терпимости, другие стремились к агрессии и проповедовали антиклерикальные идеи. Единственное, что их объединяло, — это приверженность образовательным идеям:
- Недогматическая вера в единого Бога.
- Поднимите человечество.
- Подчинение моральному закону.
- Требование быть добрым, искренним и честным.
Салоны приняли форму интеллектуального обмена мнениями. Здесь встречались высокопоставленные иностранцы, ученые и писатели.
Заметка 3
«Энциклопедия» представляет собой сборник в семнадцати томах, отражающий мнение всей науки того времени. Коллекция объединяет ученых и философов, представителей сферы культуры и искусства. «Энциклопедия» стала толчком к формированию идей Великой французской революции. Организаторами революционного движения были Дидро, Даламбер и Вольтер.
Вольтер — зачинатель Высокого Просвещения
Вобрав в себя идеи и мнения французских мыслителей, Вольтера, Руссо, Монтескье, Бюффона, Дени Дидро, Высокое Просвещение получило характерную черту его культового произведения «Философский словарь Вольтера»: ясный хаос идей. Деятельность Просвещения в массе статей с критикой религии и церкви осуждалась теологами и властями. «Философский словарь» — это чаша, из которой все государства и все возрасты отравлены ядом атеизма… », — написал аббат Шодон о произведении. Словарь был внесен в «Указатель запрещенных книг» и приговорен к сожжению на костре. Однако это только укрепило его популярность. Произведение стало широко распространяться не только во Франции, но и за рубежом.
Еще одним историческим изданием этого периода была Энциклопедия Дени Дидро, в которой ведущие деятели того времени объединили свои усилия для создания крупнейшего собрания человеческих знаний, проводника новых идей.
Фридрих Великий и Вольтер, 1800 год. Источник: regnum.ru
Восемнадцатый век был периодом просвещенных монархов, таких как Фридрих Великий, который, по его словам, позволял своим подданным «много и все думать, просто чтобы подчиняться»; и просвещенные революционеры, такие как Томас Пейн и Томас Джефферсон, которые отразили философские и правовые взгляды Джона Локка в его Декларации независимости.
Это было время упадка веры и упадка влияния церкви. Джон Локк вместе с французским мыслителем Пьером Бэлем полностью посвятили себя идее отделения последнего от государства. Под натиском научного мировоззрения и рационализма христиане стремились изменить свои взгляды, а деисты и материалисты представили ряд научных аргументов в попытке доказать, что сама Вселенная без вмешательства Бога определяет ее ход. Эпоха Просвещения была временем расцвета тайных обществ. Масонство, розенкрейцеры, иллюминаты, преследуя цель «ниспровергнуть мировую духовную систему», предложили своим членам новую систему нравственности, общение в братской среде, эзотерические обряды и церемонии. Для распространения образовательных идей созданы новые интеллектуальные площадки: городские кафе, аристократические салоны, литературные салоны.
Направления французской философии.
Всего можно выделить 3 основных направления: деистическое; атеист-материалист; утопично-социалистический (коммунистический).
- Деизм.
Сторонники этого направления: отвергли идею личного Бога; не соглашался с пантеизмом (отождествлением Бога и Природы); они видели в Боге источник, причину всего сущего; он отвергал возможность вмешательства Бога в процессы природы и в дела людей, любое Его влияние на ход истории, на окружающий мир после его создания.
Представители: Вольтер.
- Атеист-материалист.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любой форме, объясняли происхождение мира и человека с естественно-материалистических и научных позиций и отдавали предпочтение эмпиризму в вопросах познания.
Представителями атеистско-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
- Утопико-социалистическое (коммунистическое) направление в философии французского Просвещения начало формироваться еще в середине 18 века, но особенно широкое распространение получило во время Великой французской революции 1789–1794 годов и после ее завершения.
Французские социалисты-утописты (коммунисты) включали Мабли, Морелли, Бабефа, Оуэна, Сен-Симона.
Социалисты-утописты сосредоточили свой главный интерес на проблеме развития и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Предпосылки французского просвещения.
Как упоминалось ранее, Просвещение зародилось в Англии в конце 17 века через тогдашнего философа Д. Локка и его последователей: Дж. Болингброка, Д. Аддисона, Ф. Хатчесона, А. Э. Шефтсбери. Они сформировали основные понятия доктрины: «естественная религия», «общественный договор», «естественный человек», «естественный закон». В доктрине естественного права, написанной Локком, обосновываются основные права человека: равенство, свобода, неприкосновенность личности и собственности, которые естественны, вечны и неотчуждаемы. Людям необходимо добровольно, по собственному желанию заключить общественный договор, на основе которого создается государство, гарантирующее защиту прав.
История Франции второй половины XVIII века является классическим примером того, как социальная структура нового капиталистического общества развивается и созревает в политической оболочке феодального общества. Уже усиление абсолютизма в 17-18 вв. Во Франции способствовало развитию производительных сил общества. Но в то же время расцвет абсолютизма придал значительную силу инерции политической системе «старого режима». Эта инерция обостряла противоречие между капиталистическим способом производства, который успешно открывал себе путь, буржуазными общественными отношениями и рушащейся феодальной политической системой, которая чрезвычайно тормозила развитие новой социальной системы.
Это противоречие отразилось на идеологическом состоянии французского общества. Развитие нового буржуазного способа производства и торговли стимулировало развитие математики и естественных наук и зависело от их успехов.
Вместе с новыми идеями математики, физики, механики, физиологии, медицины в сознание проникли идеи философского материализма. Этому новому явлению противостояли силы идеологической реакции, прежде всего интеллектуальные силы католицизма и те деятели науки и литературы, которые были проводниками его влияния на общество. Это влияние все еще было чрезвычайно сильным. Однако эмансипация мысли продолжалась неуклонно. За четыре десятилетия до буржуазной революции 1789 года во Франции возникло большое и мощное движение, известное как Просвещение. Его целью была критика основ феодальной идеологии, суеверий и религиозных предрассудков в борьбе за религиозную терпимость, за свободу научной и философской мысли; по разуму, против веры; за науку против мистицизма; за свободу исследований, против ее подавления властями; за критику, против апологетики.
Французское Просвещение, как и английское, возникло на основе успехов новой науки и само было мощным защитником и борцом науки. Некоторые деятели французского Просвещения были выдающимися учеными (например, Даламбер). Просвещение сделало их публицистами. Принципы Просвещения, которые они отстаивали, сделали их философами.
Философия французского Просвещения неоднородна. В эпоху Просвещения было не только материалистическое крыло, но и идеалистическое, не только атеистическое, но и деистическое направление. Теоретические источники французского Просвещения также неоднородны. Важным источником идей и учений французского Просвещения были идеи и учения английского Просвещения. Возможность такого влияния была связана с тем, что французское Просвещение, как и английское, было в целом движением буржуазной общественной мысли. В Англии французские просветители находили концепции и теории, которые выражали их мысли, но которые развивались раньше, были сформулированы раньше и, таким образом, могли в некоторой степени стать для них образцом.
Вольтер и Монтескье заложили основы для ознакомления французской интеллигенции с Новой Англией и ее идеологической культурой. Вольтер популяризировал физику и механику Ньютона во Франции и познакомил французских ученых с английскими конституционными порядками и учреждениями. Монтескье также познакомил французов с английскими правовыми принципами. Учение Локка также широко проникло в философское сознание французов. Французы знали его частично напрямую, читая работы самого Локка, частично через французского мыслителя Кондильяка. Но идеи английского Просвещения, и особенно английского материализма, были не единственным теоретическим источником французского Просвещения. Последний также был основан на национальной традиции прогрессивной философской мысли. В 17 веке учение французского Просвещения было подготовлено деятельностью Гассенди, Декарта, а во второй половине этого века и в начале 18 века. — Деятельность П. Бейля.
Представители французского Просвещения
Шарль Монтескье
его называют отцом социологии, известным бароном и ученым. Он занимался юриспруденцией, политикой. Путешественник и космополит, который распространил экспериментальные методы изучения общества и разработал принципы логического формирования различных традиций и обычаев, правовых норм, религиозного культа и политических конституций.
Он оправдывал человеческие действия и инциденты, опираясь на основы макиавеллистской политики в сочетании с историко-политическими и физико-географическими принципами. В своих произведениях «Персидские буквы», «Размышления о причинах величия и падения римлян», «Размышления о мировой монархии» автор выражает мнение о вере в возможность улучшения человека и общества, воспитательной функции, защищающей люди с «пагубными предрассудками». Любопытство ума и внутреннее удовлетворение, по мнению Монтескье, — главные причины, побуждающие человека изучать науку.
«Lettere Persiane» посвящена анализу исторических и социальных фактов методами естественных наук. Монтескье заключает, что общественная жизнь полностью подчиняется законам природы. Он полностью отрицает идею о том, что обществом управляет случайность.
Пример 2
В письме LXXXIII он раскрывает натуралистически-рационалистическую теорию справедливости и справедливости, надеясь на добродетели, от которых они происходят.
При этом автор говорит о трех формах правления: республика, монархия, деспотизм. Предлагаю свою классификацию этических принципов, применимых к каждому: соответственно добродетель, честь, страх. Монтескье говорит, что история показывает, что эти формы правления подвержены распаду. Но политическая свобода и принцип разделения властей создадут такие условия для процветания и успешного развития общества любой страны.
Дени Дидро
Этот мыслитель родом из Франции и происходит из богатой семьи ремесленников. Он получил образование в Сорбонне, и его переводческая деятельность и знакомство с известными философами того времени, такими как Руссо и Кондильяк, способствовали созданию Энциклопедии. Благодаря кружку Гольбаха и работам «Разговор Даламбера с Дидро» и «Философские принципы материи и движения» Дидро получил образование просветителя, деиста и материалиста. Основываясь на исследованиях Ньютона, философ смог рассмотреть механическую машину в Боге, однако его взгляды были очень неоднозначными, потому что сначала он отрицал все религиозные нормы, а затем заявлял, что Бог является хранилищем добра.
Дидро писал свои первые произведения под впечатлением исследований Ньютона, поэтому в них наблюдается ярко выраженная естественная богословская позиция. Со временем он превращается в атеиста и материалиста. Примером такого мышления являются произведения «Мысли о объяснении природы», «Философские принципы о материи и движении», «Монахиня», «Племянник Рамо», «Жак-фаталист». Одновременно с этими работами Дидро писал статьи для «Энциклопедии».
Пример 3
Дидро пишет, что Бога-распорядителя нет, что на самом деле есть только движение материи. Он отрицал попытки Гельвеция доказать, что человеческое сознание — это совокупность ощущений. Поэтому автор утверждает, что доказательства сводятся только к достоверным фактам и предположениям. Как ведущий представитель гуманизма, он верил только в разум, поддерживаемый скептицизмом.
Этьенн Бонно
Бонно был вдохновлен работами Бэкона, Вольтера и Ла Меттри. Он делал попытки развить идеи эмпиризма Локка через философское мышление. Эти идеи нашли отражение в «Трактате об ощущениях», где автор показывает, как вся познавательная психическая жизнь человека формируется ощущениями. Его теория познания считается разновидностью эпистемологии Просвещения. Здесь эмпиризм Локка представлен в форме сенсуализма с преобладанием чувств.
Вам нужна помощь учителя? Опишите задачу и наши специалисты помогут вам
«Трактат о системах» посвящен анализу типологий этих самых систем. Первый основан на принципе абстрактных изречений. Второй основан на принципах предположения, чтобы дать сущность тем фактам, которые нельзя интерпретировать иначе. И третий основан на установленных фактах. Бонно утверждает, что учения Спинозы, Лейбница, Мальбранша и Декарта основаны на общих абстрактных принципах, которые не имеют ничего общего с реальностью. Автор резко критикует эти принципы и заявляет, что они не только бесполезны, но и опасны. Бонно считает, что образование является виновником использования таких принципов, которые научили ученых использовать довольно расплывчатые концепции. Ученый выступает за отказ от философского жаргона в пользу научных концепций, строго выражающих конкретные результаты. Этой проблеме посвящен труд «Язык исчисления», где этим языком является математика.
Пример 4
Бонно пишет: «Философия может достичь результатов, подобных математике, если она скромно оценивает свои требования к пробелам человеческого сознания».
Жюльен Офре де Ламетри
Ведущие сторонники материализма, такие как Гельвеция и Гольбах, которые утверждали, что это правда, опирались на достижения науки, прежде всего медицины. Ла Меттри получила степень доктора медицины в Париже. Он прошел стажировку у выдающегося врача и естествоиспытателя Германа Бурхааве, который, в свою очередь, отстаивал атеистические взгляды, основанные на взглядах Спинозы.
«Трактат о душе» посвящен мнению о том, что все, что не получено природой, не основано на ее фактах, не может принадлежать философии. Философия была создана, чтобы учить материализму.
Позже Ла Меттри был изгнан из Франции именно из-за своих материалистических и атеистических взглядов. Он обосновывается в Голландии и издает там свою работу «Человек-машина», но уже анонимно. Однако по решению лейденского мастера эта книга была сожжена и ее автор продолжает прятаться, но уже в Германии. Его приветствовал Фридрих II, который всячески его поддерживает и помогает ему поступить в Берлинскую академию наук. Его произведения «Человек-растение» (1748), «Анги-Сенека, или Рассуждения о счастье» (1750), «Животные — больше, чем машины» (1750), «Искусство наслаждения» (1751), «Физическая красота или опыт о происхождении человеческой души »(1751).
Суть его взглядов Ла Меттри отражена в произведении «Человек-машина». Автор утверждает, что человек — это сложная машина, познать которую можно только через опыт, а не через бесконечную болтовню философов.
Пример 5
Ла Меттри пишет: «Эмпирические факты показывают, что во время болезни душа пребывает в затмении, затем под давлением гнева и ярости распадается на две части, затем ее слабость исчезает и рождается талантливый человек. Пружины, которые движут ею. ; питание восстанавливает, мы думаем и совершаем нравственные поступки, с возрастом тело меняет свой разум и душа испытывает влияние чувственного воспитания и воспитания».
Автор отрицательно относится к суевериям и пропагандирует добродетель.
Клод Гельвеций
Свое мировоззрение Гельвеций сформировал еще до поступления в университет. Прочитав книгу Локка «Опыт человеческого разума», он понял свое положение в жизни. После окончания юридического факультета он недолго проработал по специальности. С 1752 г он сотрудничал с «Энциклопедией» и смог написать для нее несколько статей. Самый известный — «О мыслях», в котором он активно критикует феодальный строй, католическую церковь и религиозные догматы. Эта книга сгорела.
Гельвеций разделил идеи на вредные и полезные.
Пример 6
Гельвеций сказал: «.. личный интерес определяет суждения отдельных людей, а общественный интерес определяет суждения целых народов .. одним словом, они всегда и везде превозносят любовь или щедрость и презирают ненависть или месть». Самоуважение признано им движущей силой успеха общества, и знание этого механизма «помогло народам понять необходимость вооружить правительство властью».
Миром также правит страсть. Автор называет это огнем, который может вызвать интерес к науке и искусству.
Поль Анри Дитрих, Гольбах
Гольбах всю жизнь прожил в Париже. Имея огромное наследие, он решил заняться наукой. Глубокие познания в области естественных наук дали ему возможность публиковать свои статьи также в «Энциклопедии». Он был покровителем физики, химии, металлургии и минералогии. Более того, до революции его гостиная стала местом сосредоточения философских и атеистических взглядов. Частыми гостями были Дидро, Гельвеций, Гримм, Райналь, Лагранж, Руссо и другие важные представители Просвещения. Дворец Гольбаха стал любимым местом в Париже для многих высокообразованных иностранцев.
Наблюдение 4
Наиболее известные работы Гольбаха: «Система природы» (1770 г.), «Естественная политика» (1773 г.), «Социальная система» (1773 г.), «Общая мораль» (1776 г.), лицемерие священников (1767 г.), «Открытое христианство» (1768 г.) », Критическая история Иисуса Христа »(1770 г.) и др.
Система природы — ключевая работа Гольбаха. Современники называли его «библией атеистического материализма». Основная идея этой работы — объединить новейшие и древнейшие свидетельства материалистического и атеистического определений действительности. Это были мысли и идеи, которые открыто подорвали существующую систему и, следовательно, повлекли за собой революцию. Обратное говорило о непревзойденной природе человека и природы. Гельвеций утверждал, что духовное и физическое не различаются, потому что духовное — это одно и то же существо из плоти и крови. Духовный человек действует на физической основе, суеверия создают препятствия в познании. Вот почему необходимо использовать законы физики и эмпирически постичь истину. Все это касается сферы морали, политики, религии и т.д.
Определение 2
Богословские концепции — это иллюзии, не имеющие реальности, призраки, созданные из-за незнания и, следовательно, небезопасные для человека и общества в целом.
Определение 3
Человек — это часть природы, подверженная влиянию природных факторов.
Исходя из этого, очень нелогично утверждать, что душа свободна от тела или что свобода человека не зависит от его характера, мнений или понимания счастья. Человек является частью общества, и ради собственного блага он обязан подчиняться его законам, которые, в свою очередь, адаптированы к потребностям, обстоятельствам общества и положению нации. Наука, разум и поиск истины разрывают цепи, сковывающие человеческое стремление к счастью.
Вольтер
Вольтер — одна из ключевых фигур французского Просвещения. Вольтер считается одним из самых разносторонних мыслителей. Его таланты известны в истории, театре, философии, романтике, поэзии.
Наблюдение 5
«Вольтерянство» — приобрело здравый смысл. Идеи этого движения поддерживали правители, антиклерикальные аристократы и просветители.
Именно благодаря Вольтеру в обществе сформировалось мнение о том, что монарх должен быть просвещенным. Такая возможность представилась Франции, потому что ее многолетняя переписка и общение с Фридрихом II Прусским, с Марией Терезией Австрийской и Екатериной II показали, что монарх может принять идеи Просвещения.
Пример 7
Вольтер в своих трудах говорил о Боге как о существе, философе на престоле небесном.
Однако это не помешало ему одновременно рассматривать его как механика «с исключительными инженерными навыками». Вольтер считал, что вера в Бога — не что иное, как сочетание работы человеческого разума и суеверий, которые необходимо преодолеть. Вольтер видит своей целью борьбу с давней метафизикой, а также уничтожение власти монарха, идей церковного превосходства и различных привилегий. Следовательно, он хочет добиться равенства всех людей перед законом и законом.
Фридрих Ницше говорил, что Вольтер по характеру своей драмы и по размеру своего таланта сравним с греческим, а Гете сказал, что Вольтер стал основоположником развития идей Дидро, Даламбера, Бомарше и других неотъемлемым символом эпохи французского Просвещения. За свои работы и мнения Вольтер не раз попадал в тюрьму и на какое-то время был изгнан из страны. Но это не помешало ему войти в круг высокообразованного общества и провести несколько дискуссий с Беркли, Свифтом и Попом.
За пределами Франции, в Англии, он пишет свои знаменитые «Английские письма», в которых раскрывает все грани феодализма во Франции и религиозного мракобесия. Кроме того, он обсуждает теории Декарта и Ньютона, определяя выводы первых только набросками и поисками второго подлинного шедевра. «Английские буквы» были сожжены парижским парламентом за антирелигиозные идеи. Это было главным толчком к отъезду Вольтера из Парижа. Он уезжает и следующие 15 лет живет и работает в замке Сир. С годами там сформировалось братство, в которое вошли многие великие умы Франции. Именно здесь родились его «Смерть Цезаря», «Альзира», «Мухаммед», «Основы философии Ньютона».
Более того, судьба Вольтера очень непредсказуема, потому что, получив поддержку мадам де Пампадур, он получает помилование при дворе и, тем более, получает должность историка Франции и место в Академии наук. После приглашения короля Фридриха II в Берлин он получил пост камергера, где написал «Эпоху Людовика» и «Воспоминания». Затем он уезжает на окраину Женевы и работает над «Экспериментом над общей историей, моралью и духом народов». Эта работа целиком посвящена исключению мифов из истории, веры в то, что история создается людьми, а не Божьим промыслом, и включает в себя исследования по истории народов Индии, Японии и Китая.
Вольтер посвящает свои рассказы «Кандид или Оптимизм» и «Трактат о толерантности» возмущению религиозной нетерпимости и фанатизма. Примерно в то же время он навсегда поселился в Швейцарии и посвятил себя литературной деятельности. Именно здесь он пишет «Философский словарь», «Философию истории», «Невежество», «Комментарий» к книге Баккарии «О преступлениях и наказаниях», а также «Важное исследование милорда Болингброка», «В защиту» моего дяди »,« Иннокенцо »,« Вопросы к энциклике »,« Наконец-то разъяснена Библия »и его последняя комедия« Ирина».
Жизнь Вольтера была достаточно тяжелой, но ни дворцовый гнет, ни давление религиозных деятелей, ни многое другое не могли повлиять на его уникальную природу как изобретателя, ученого и философа. Он всегда оставался любопытным, умел ясно и ясно излагать свои мысли и говорить только о довольно сложных вещах. Принято считать, что Вольтер атеист и свободомыслящий человек, но на самом деле это не так. У него есть Бог, но он играет роль великого инженера и конструктора. Его Бог — творец мирового порядка, а историю делают люди, и в ней в равной степени могут присутствовать и добро, и зло. Бог — не плод веры, Бог — плод работы разума и здравого смысла, как объясняет автор в своем знаменитом «Философском словаре». Мыслитель активно защищает толерантность ко всем религиям.
Большой заслугой Вольтера было то, что именно благодаря ему Франция познакомилась с английской политической мыслью, а также с философскими теориями. В то же время он отрицательно высказывался в сторону пессимизма Паскаля и оптимизма «лучшего из миров» Лейбница.
Вольтер утверждает, что философские вопросы также должны исследоваться теми же методами, что применимы, например, в астрономии. Основная цель философа — определить способ мышления, объяснить, где и как зарождение идей происходит в сознании человека, найти ответ на вопрос о существовании души и отличить ее от тела, понять, действительно ли душа вечна и если она свободна. Логично сказать, что ответы на эти вопросы можно найти только в том случае, если мы установим четкое понимание того, существует ли Бог или нет.
Распространение ньютоновской физики также считается важной заслугой Вольтера. Основываясь на детерминированном мировоззрении, Вольтер считал, что свобода и потребность тесно связаны. Особенно в контексте того, что потребность является предпосылкой человеческой свободы, понимаемой как способность действовать в любой ситуации независимо, независимо и активно.
Особенно восхищались талантом Вольтера в России, это выразилось в том, что Екатерина II после смерти философа решила обзавестись всей его библиотекой. И даже сегодня вы можете использовать его книги в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга.