Музей Орсе в Париже: необыкновенная коллекция картин

Содержание
  1. Там висят картины, статуи стоят
  2. Музей Орсе — культурная жемчужина Парижа
  3. Революционеры у холста
  4. График работы
  5. 10 картин, которые нужно обязательно увидеть в музее Орсе
  6. Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт
  7. Моне «Голубые кувшинки»
  8. Ван Гог «Автопортрет»
  9. Мане «Завтрак на траве»
  10. Курбе «Происхождение мира»
  11. Мане «Олимпия»
  12. Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»
  13. Курбе «Похороны в Орнане»
  14. Моне «Улица Монторгей»
  15. Сера «Цирк»
  16. Где находится и как добраться
  17. Информация для туристов
  18. Кафе и летняя терраса
  19. Время работы и стоимость билетов
  20. Картины музея Орсе: ТОП 12
  21. 1. «Семейный портрет», Фредерик Базиль
  22. 2. «Завтрак на траве», Эдуард Мане
  23. 3. «Танец в деревне», Огюст Ренуар
  24. 4. Серия «Руанский собор», Клод Моне
  25. 5. «Церковь в Овер-сюр-Уазе», Винсент Ван Гог
  26. 6. «Циклевщики паркета», Гюстав Кайботт
  27. 7. «Балетный класс», Эдгар Дега
  28. 8. «Наводнение в Марли», Альфред Сислей
  29. 9. «Яблоки и апельсины», Поль Сезанн
  30. 10. «Таитянские женщины», Поль Гоген
  31. 11. «Туалет», Анри де Тулуз-Лотрек
  32. 12. «Война», Анри Руссо
  33. Лайфхаки
  34. 1. Избегайте толп
  35. 2. Сосредоточьтесь на определенном периоде или направлении
  36. 3. Сделайте перерыв в самом музее
  37. 4. Первый раз в музее Орсе? Возьмите экскурсию
  38. 5. Не забывайте про временные выставки и специальные мероприятия

Там висят картины, статуи стоят

На главную / Франция / Париж / Музеи / Musée d’Orsay

Если погода вас не радует или вы устали гулять по городу, самое время посетить один из многочисленных музеев Парижа.

Для меня в первую очередь это Musée de Belle Arti d’Orsay — третий по популярности в Париже и десятый в мире.

Музей, в котором хранится необыкновенная коллекция картин импрессионистов и постимпрессионистов.

Музей Орсе расположен недалеко от сада Тюильри и Лувра, на противоположном левом берегу Сены. Его прекрасно видно из сада Тюильри, отсюда до него можно дойти пешком.

Музей расположен на бывшем вокзале, который обслуживает маршрут Париж-Орлеан. После соответствующей реконструкции здание открыли как музей в 1986 году, то есть музей достаточно молодой.

В д’Орсе, помимо постоянной экспозиции, есть несколько временных выставок. Выставка «Портреты Сезанна» в настоящее время открыта до 24 сентября».

Посещение выставки входит в стоимость основного билета. Взрослый билет стоит 12 евро. Детям до 18 лет — бесплатно. Для молодежи действует система скидок и один день бесплатный вход. Информацию о часах работы, текущих выставках и особенностях посещения можно посмотреть на официальном сайте музея, выбрав один из четырех языков http://www.musee-orsay.fr/en/home.html?cHash=1030a57d48

Чтобы добраться до музея, необходимо выйти на станциях метро «Solferino» или «Assemblee nationale» (обе на зеленой линии M12) или на станции регионального экспресс-метро Musée d’Orsay. Но лично я предпочел выйти на станции Конкорд (тоже M12) и пройти пешком до д’Орсе через сады Тюильри.

Некоторая организационная информация. После терактов в Париже были введены усиленные меры безопасности. Пожалуйста, обратите внимание, что вам не разрешат войти в музей с большими сумками и багажом, и здесь нет мест для хранения этого типа багажа. Можно взять с собой обычный рюкзак или сумку.

Если вы приедете утром, к 9.30-10.30, очередей практически не будет. Если вы придете днем, вам, возможно, придется встать. Есть две очереди, и с ними исключительно умело работают сотрудники службы безопасности — их видно на фото ниже.

И эти строки предназначены только для входного контроля. Здесь и рамки, и ручные сканеры. После осмотра очереди сливаются в одну, ведущую к ящикам. Он быстро движется. Даже в пик дня общая очередь не превышала 30 минут.

После покупки билетов необходимо вернуть одежду в шкафу и сумку, если она есть, в камеру хранения (находится справа от входа), предварительно взяв все ценное: паспорта, деньги. Только после этого клерк на входе сканирует ваш билет, предупреждая, что вход разовый.

Не совершайте ошибку, которую мы совершили в первый день. Не забудьте взять карту! При желании за дополнительную плату можно заказать аудиогид на русском языке.

Изучив карту, вы сможете правильно спланировать свое время в музее, ведь насыщение такого объема большими полотнами, а также скульптурами, предметами интерьера, макетами архитектурных сооружений наступает быстро. Обратите внимание, здесь 5 этажей! Можно посетить нулевой, второй и пятый уровни.

Если вы большой поклонник импрессионистов, то начните с пятого уровня. Здесь представлены наиболее известные полотна Эдуарда Мане, Клода Моне, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Гюстава Кайботта, Альфреда Сислея и многих, многих других не менее известных художников.

Фотографировать можно, но без вспышки — этому завидуют музейщики. Картины страдают от внезапных вспышек света, многие из которых висят в темных комнатах.

Но лучше всего просто полюбоваться картинами, а потом купить здесь, в музее, хорошую книгу с прекрасными иллюстрациями и интересными текстами.

На пятом этаже есть красивый ресторан, а еще в музее есть кафе.

А здесь, на пятом этаже, находится временная выставка «Портреты Сезанна», на которой представлены картины из художественных галерей и частных коллекций со всего мира.

Портрет Луи-Огюста Сезанна, отца художника. Вашингтон, США, Национальная художественная галерея.

Вот «Дама в голубом» из Государственного Эрмитажа.

«Старуха с розарием» из Национальной галереи в Лондоне.

«Портрет мадам Сезанн с распущенными волосами», Филадельфия, США, Художественный музей.

Выставка большая, еще нужно запланировать время. А вот такой забавный показатель к макетам архитектурных сооружений. Я на нулевом уровне.

На втором уровне вы увидите картины великих постимпрессионистов Винсента Ван Гога (поздний период) и Поля Гогена,

постимпрессионисты группы Наби: Пьер Боннар, Морис Дени, Феликс Валлотон (хотя формально он не входил в группу) и др.

Здесь находится зал неоимпрессионистов Максимилиана Люса, Генри-Эдмона Кросса, Жоржа Сёра

а также скульптура — Роден, Клодель и другие скульпторы.

Меня очень впечатлил мраморный бюст Иоанна Крестителя работы Альфреда Чарльза Ленуара.

На втором уровне — коллекция элементов интерьера эпохи модерна.

Второе и нулевое место занимают работы художников в стилях символизма и натурализма, ориентализма и академизма.

В музее есть несколько сувенирных киосков (на нулевом и пятом уровнях). В частности, на 5 этаже у меня были приобретены очень достойные альбомы, посвященные анализу творчества импрессионистов, на английском и русском языках. Книги доступны в самых разных форматах и ​​ценовых диапазонах.

В продаже есть репродукции известных картин и открыток, магниты и закладки, шелковые платки по совершенно нечеловеческой цене в 75 евро и многое другое, напоминающее визит. Не забудьте купить себе сувенир! У меня есть репродукция подсолнухов Ван Гога, висящая в рамке на стене, сделанная в 2002 году, когда я впервые посетил этот музей.

Именно тогда я понял, что вернусь сюда еще не раз.

Музей Орсе — культурная жемчужина Парижа

Париж — один из самых романтичных городов Европы, привлекающий туристов со всего мира. Этот город — не только образец моды и стиля, но и центр искусств. Именно в Париже расположены самые известные музеи страны, в которых собраны шедевры разных направлений искусства.

Планируя посетить столицу Франции, стоит заранее разработать культурную программу. Ценителям искусства обязательно стоит посетить Парижский музей Орсе, здесь собрана богатая коллекция уникальных произведений.

Туристов всегда поражает красота здания, в котором находится музей. Между тем изначально это была железнодорожная станция. Здание построено в начале прошлого века. Станция обслуживала одну из железнодорожных веток, следовали поезда из Парижа в Орлеан. Станция использовалась по прямому назначению до начала Великой Отечественной войны.

Со временем длина пассажирских поездов увеличилась, и старая станция не могла их принимать. После войны здание бывшего вокзала использовалось для различных целей. На территории проходили аукционы, устраивались театральные постановки, затем открылась гостиница.

С годами здание пришло в упадок и утратило былое очарование. А в 1977 году правительство решило провести масштабную реконструкцию и создать в здании музей. Работы под руководством миланского архитектора Газ Ауленти длились почти десять лет. Торжественное открытие состоялось в первый день зимы 1986 года.

Если время не ограничено, нельзя провести в музее ни дня, осматривая помещения в порядке их расположения. Если на экскурсию отведено всего несколько часов, стоит заранее изучить планировку комнат и выбрать те отделы, которые представляют наибольший интерес для конкретного посетителя.

Коллекция произведений искусства расположена на трех уровнях. Осмотр экспонатов начинается с нижнего уровня, который находится под живописным прозрачным сводом. Затем посетители могут получить доступ к верхнему уровню, а походы обычно заканчиваются на промежуточном уровне, откуда открывается прекрасный вид на центральную галерею музея.

Пройдя первый уровень музея, посетители попадают в огромную центральную галерею, покрытую красивой арочной стеклянной крышей. Вдоль галереи выставлены ряды скульптур, а в боковых комнатах — картины.

На первом уровне находятся артефакты, созданные до 1870 года. Работы скульптора Карпо вызывают постоянный интерес посетителей. Например, изображение таинственного графа Уголино или скульптурная группа «Четыре части света» (в музее представлена ​​авторская версия гипсовой скульптуры, оригинал в бронзе хранится в Люксембурге).

Картины на первом этаже музея — это работы известных мастеров, таких как Делакруа, Энгр, де Шаванн, а также ранние произведения Дега.

На северной стороне галереи сосредоточены работы художников-реалистов. Это работы таких мастеров, как Милле, Домье, Коро и др. здесь также можно увидеть ранние художественные эксперименты Клода Моне и Эдуарда Мане.

В четырнадцатом зале выставлены работы «Женщина в саду» и «Олимпия».

Последняя из названных картин была написана Мане в 1863 году, вызвав много споров среди его современников. И цветовая гамма, и фактура изображения были необычными. Именно это произведение считается «первой ласточкой» следующей эпохи импрессионизма.

Если вы планируете осмотреть экспонаты Музея д’Орсе в Париже с учетом хронологии их создания, осмотрев нижний этаж, стоит подняться на верхний уровень. Залы здесь относительно небольшие, поэтому создается атмосфера уюта.

Они покажут знаменитые произведения Эдуарда Мане, в том числе печально известный «Завтрак на траве». Это изображение наделало много шума после своего появления. Современники возмущались, что на переднем плане изображена дама, полностью лишенная одежды.

В других залах верхней галереи можно увидеть работы известных импрессионистов: Дега, Ренуара, Сислея и др. здесь вы также можете увидеть работы Берты Моризо, первой художницы, присоединившейся к движению импрессионистов.

В тридцать пятом зале «царит» Ван Гог, одной из самых драгоценных «жемчужин» собрания музея является полотно этого художника — «Звездная ночь над Роной».

Следующие комнаты зарезервированы для работ более поздних последователей импрессионизма. Здесь работы Руссо и таитянские полотна Гогена. Далее следует работа пуантилистов, и выставка высокого уровня завершается одним из лучших примеров работы Тулуз-Лотрека: масштабным изображением Оскара Уайльда.

Революционеры у холста

Сейчас именно принты с картинами импрессионистов украшают сумки модниц, а в конце 19 века художники, покинувшие пышность салона, подверглись резкой критике и боролись за право попрощаться с тишиной застой академизма. Это направление получило свое название от легкой руки парижского журналиста, раскритиковавшего новое веяние. На первой коллективной выставке художников в мастерской фотографа Надара в 1874 году Клод Моне представил свою картину «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression, soleil levant»), на что фельетонист ответил уничижительным (тогда) прозвищем « Зарисовки импрессионистов, как обычно, в свиных пузырях… И пейзажи Клода Моне, написанные в Этрете, где однажды, заработав деньги, художник не заметил наступления прилива и чудом уцелел — холсты увы никогда не спасал. Вот воды Сены, изображенные Ренуаром, а рядом с ним — взрывающийся его жизни «Бал в Мулен-де-ла-Галетт» (см. 1870 г.), провозглашающий необратимые изменения в обществе: герои картин новой эры не являются представителями дворянства и парижан из рабочих кварталов. Кстати, сам Ренуар был прекрасным танцором: Эдуард Моне «Олимпия» (1863). После лицемерной критики публики художника за его работу «Завтрак на траве», в которой женщина обнажена в присутствии одетых мужчин, он начал писать «Венера Урбинскую», будучи твердо уверенным, что картина обязательно станет шедевр. Однако на выставке в Салоне его взрывают, называя кощунственным вторжением в мифологические образы. Как это: надменная молодая проститутка похожа на древнюю красавицу! Парижская пресса возмутилась: «Так низко упавшее искусство не заслуживает даже осуждения!» После таких отзывов артист впал в глубокую депрессию. Предположительно, прототипом «Олимпии» стала любовница Наполеона Бонапарта Маргарита Белланж. Здесь героиня парижского богемного «биографа» кабаре и бара Анри Мари де Тулуз-Лотрек медленно носит чулок. Но портрет, который реалистично изображает род существующего человека или группы людей. Портрет — во французском прочтении — портрет, со старого французского портрета — «воспроизводящий нечто вроде адского». Другой аспект названия портрета кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат persona — «личность; индивидуум». Подробнее о любимой модели русского художника Валентина Серова Марии Львове, написанной в яркой импрессионистической манере (1894 г.). Женственный взгляд на импрессионизм демонстрируют картины Берты Моризо, французской художницы, внука Жана Оноре Фрагонара, впервые посетившей выставку в возрасте 23 лет. Прогуливаясь по залам, можно позавтракать на траве Мане или за столиком с игроками Сезанна, героями одной из пяти картин его серии. Кстати, аналогичное полотно из этого цикла в 2012 году было признано самой дорогой картиной в мире и продано за 250 миллионов долларов. И, конечно, стоит посетить Ван Гога, в одной комнате с художником в Арле. А если вас не пугают расстояния, то оставайтесь на просторах сочного Гогена Таити.Сердце импрессионизма: музей Орсе в Париже
Сердце импрессионизма: музей Орсе в Париже
Сердце импрессионизма: музей Орсе в Париже
Сердце импрессионизма: музей Орсе в Париже

График работы

Часы работы Musée d’Orsay: ежедневно с 9.30 до 18.00. Четверг — до 21:45, выходной — понедельник. При планировании визита рекомендуется отвести на визит не менее 3 часов. Выставка закрыта в праздничные дни — 25 декабря, 1 января и 1 мая.

10 картин, которые нужно обязательно увидеть в музее Орсе

Ренуар — Бал в Мулен де ла Галетт

Моне «Голубые кувшинки»

Сад Клода Моне

Эта большая картина — одна из примерно 250 картин из серии «Кувшинки» Моне.

Кувшинки были любимыми цветами художника, который выращивал их в своем пруду в Живерни. Его сад был неиссякаемым источником вдохновения, а кувшинки стали его самой известной серией работ. Кстати, в Музее оранжереи можно увидеть специально построенные для художника два овальных зала, в которых по всему периметру (общей протяженностью более 100 метров) тянутся полотна с расписным прудом и садом).

Картина, которую мы видим в Орсе, была написана во время Первой мировой войны, но в ней есть стремление к миру. Нет ни горизонта, ни берега, ни неба. Полотно полностью погружает нас в пруд с кувшинками, в его умиротворяющую атмосферу. А преобладание синего и зеленого цветов создает впечатление смотрящего на абстрактное произведение искусства.

Ван Гог «Автопортрет»

«Автопортрет» Винсента Ван Гога

Этот автопортрет Ван Гога — один из сорока трех его автопортретов и, безусловно, самый известный после автопортрета с отрезанным ухом.

Следуйте чертам художника: он не использует классические линии, а рисует «запятыми» и «улитками». Позднее этот стиль письма стал популярен среди экспрессионистов.

Фон этой картины полностью контрастирует с лицом Ван Гога и представляет его внутреннюю борьбу: художник страдал от множества психологических проблем.

Мане «Завтрак на траве»

«Завтрак на траве» Эдуард Мане

Несомненно, одна из главных картин в истории импрессионизма и, пожалуй, самая известная картина Мане. Завтрак на траве — яркое представление о том, как Мане не хотел следовать классическим правилам живописи.

Вдохновленный картиной Тициана «Загородный концерт» (ее можно было увидеть в Лувре) художник лишает ее аллегорий и четко переносит сюжет на современную эпоху (это видно, например, в одежде героев).

Это, по сути, и вызвало скандал вокруг работы: присутствие обнаженной женской фигуры в компании двух одетых джентльменов без всякого аллегорического или мифологического повода вызвало самые возмущенные реакции критиков.

Однако эта картина вошла во все учебники по истории искусства, поскольку прекрасно отражает ранние этапы импрессионизма. Простая сцена, запечатленная в действии или даже нарисованная на месте и освещенная естественным светом, — все это ключевые особенности нового механизма.

Курбе «Происхождение мира»

Гюстав Курбе

Если вы только что были шокированы завтраком на траве, приготовьтесь к перевороту! «Происхождение мира» Курбе настолько примитивно, просто и так бесспорно в своем воплощении произведения искусства, что даже спустя сто лет все еще расстраивает некоторых людей. Известная социальная сеть facebook также удалила это изображение из соображений цензуры, поскольку оно было определено системой как порнографическое.

Однако нет ничего проще того, что здесь написал Курбе. «Происхождение мира» показывает гениталии женщины спереди, иронично отвечая на вопрос, откуда взялось человечество.

примечательно, что долгое время преобладала гипотеза о том, что натурщица на полотне была любовницей Курбе и одновременно подругой его ученицы, что послужило разрывом во взаимоотношениях между учителем и учеником. Однако в 2018 году в переписке Александра Дюма-сына и писателя Жоржа Санд было обнаружено, что настоящей моделью была танцовщица Констанс Кеньо, возлюбленная турецкого дипломата, заказавшая эту работу.

Мане «Олимпия»

Дега «Маленькая четырнадцатилетняя танцовщица»

Скульптура Дега

Оригинальная скульптура этой молодой танцовщицы изначально была сделана из воска, что придавало ей более человеческий вид. Версия, показанная в Орсе, выполнена в бронзе.

Одежда 14-летней балерины сделана из ткани, а в оригинальной версии парик также был сделан из натуральных волос, что сделало скульптуру чрезвычайно реалистичной. Скандал не обошел стороной и творчество Дега, который в своих произведениях безумно любил балет. Но если публика благосклонно относилась к нарисованным танцорам, то это натуралистическое произведение, представленное в витрине, когда-то подверглось резкой критике. У публики сложилось впечатление, что девочка была животным в клетке.

Курбе «Похороны в Орнане»

«Похороны в Орнане»

Курбе, новатор и даже революционер в живописи, уже известный нам по произведению «Происхождение мира», написал огромные реалистические произведения, которые также вызвали немало споров.

Сцена выглядит довольно приземленной и не обманывает нас, как в «Происхождении мира». Мы становимся свидетелями очень важного события: похорон в маленькой деревушке Орнан. Но именно этот выбор сделал эту работу новаторской. Если мы перейдем в контекст XIX века, то увидим, что на многофигурных картинах такого размера невозможно было изображать обычных людей. Обычно полотна такого размера отдавались историческим или религиозным изображениям. Здесь Курбе нарушает правила и рисует общую несовершенную ситуацию размером с стену.

Стоит обратить внимание на нижний край картины: захоронение, открытая могильная яма, изображено наполовину в работе, как бы выходит наружу и распространяется на публику. Итак, Курбе похоронил критиков, посмотрев на работу.

Моне «Улица Монторгей»

Rue Montorgueil Claude Monet

Самым главным для импрессионистов было желание изобразить впечатление. И во всем Музее д’Орсе нет ни одного произведения искусства, которое лучше отражает это, чем «Рю Монторгей» Моне».

Эта картина, изображающая сотни французских флагов, развевающихся над окнами улицы Монторгей во время празднования мира и труда 30 июня 1878 года, является прекрасным образцом импрессионизма. Линии размытые, штрихи быстрые. Однако передается общее ощущение праздника и ликования.

ошибочно считать это произведение патриотическим: Моне не выразил в нем своих политических взглядов, а просто хотел передать атмосферу этого безумного дня.

Кстати, это произведение было написано с натуры: находясь на улице, Моне выбрал здание, из которого, по его мнению, было бы удобно рисовать живую сцену, и просто постучал в дом незнакомых людей, просящих его на улице балкон. Он не был отклонен.

Сера «Цирк»

Жорж Сёра

Жорж Сёра известен своим подходом к живописи с научной точки зрения: он изучал психологические эффекты цветов и оптические техники смешивания разных цветов. Картина полностью написана «чистыми» точками и цветами, основными из которых являются красный, желтый и синий. Эффект смешения цветов возникает уже в нашей голове, благодаря чему мы видим всю картину целиком. Обратите внимание на расположение персонажей: чтобы передать зрелищность цирка, Сёра выстраивает композицию по диагонали, приобретая таким образом внутренний динамизм.

Это последняя работа автора, умершего от дифтерии через несколько дней после открытия выставки.

Где находится и как добраться

На левом берегу Сены, недалеко от Лувра, садов Тюильри, Латинского квартала и аббатства Сен-Жермен на улице Лилль 62, находится Музей Орсе. Это настоящий центр Парижа, поэтому до него легко добраться следующими видами транспорта:

  • метро — остановка «Solferino» или «Assemblee Nationale» линия 12
  • электричка (RER) — станция «Musée d’Orsay» линия C
  • автобусы 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94.

Информация для туристов

Место http://www.musee-orsay.fr
Рабочие часы С 9:30 до 18:00 (вход до 17:15), по четвергам — до 21:45 (вход до 21:00).

Остальные дни — понедельник 1 мая и 25 декабря.

Стоимость билета 12 евро. 9 € — цена со скидкой. До 18 лет — бесплатно. Аудиогид (на русском языке) — 5 евро.

Билеты рекомендуется покупать онлайн, это позволит избежать очереди, но может быть дороже, чем в кассе.

Где взять Автобусы 24, 63, 68, 69, 73, 83, 84, 94, линия метро 12, линия регионального экспресс-метро C. Остановки Musée d’Orsay или Solférino.
Другие заведения В музее Орсе есть два кафе, ресторан и книжный магазин.

Кафе и летняя терраса

Большинство посетителей проводят в музее не менее полдня, поэтому для их удобства в здании находится ресторан на среднем этаже и 2 кафе на верхнем этаже, одно из которых имеет выход на открытую летнюю террасу. В меню представлены блюда французской кухни.

Время работы и стоимость билетов

Открыт:

  • понедельник, среда — воскресенье — 9.30 — 18.00
  • вторник 9.30 — 21.30

Выходной: понедельник, 01.05 и 25.12. Цена: 12 евро — полная стоимость. 9 евро — для граждан ЕС в возрасте от 18 до 25 лет — с 18.00 по четвергам и с 16.30 в остальные дни.

Бесплатный вход для детей младше 18 лет в первое воскресенье месяца.

Картины музея Орсе: ТОП 12

1. «Семейный портрет», Фредерик Базиль

1867, Музей Орсе, Париж


Обратите внимание на то, как написан персонаж каждого героя

Базиль родился в Монпелье в 1841 году, где успешно изучал медицину. Но он решил посвятить свою жизнь живописи после переезда в Париж и случайной встречи с Клодом Моне, Огюстом Ренуаром и Альфредом Сислеем. Особая дружба связала его с Моне, который вдохновил его на поиск собственного визуального стиля. Картина «Семейный портрет», размещенная в музее, подтверждает привязанность художника к пленэрной живописи и его интерес к теме фигуры в пейзаже. Фредерик Базиль уделяет световым эффектам меньше внимания, чем его любимый Моне. Он любитель деталей и эмоций!

2. «Завтрак на траве», Эдуард Мане

1863, Музей Орсе, Париж

Завтрак на траве, Эдуард Мане
«Завтрак на траве» шокировал публику своей откровенностью

Композиция мифической картины Эдуарда Мане воспроизводит гравюру Маркантонио Раймонди из мультфильма Рафаэля «Суд Парижа». Но главной моделью для Мане были полотна великих венецианских художников шестнадцатого века, в частности «Сельский концерт» Тициана. И хотя все это звучит очень впечатляюще, картина шокировала жюри Парижского салона XIX века. В те дни все казалось слишком откровенным и высокомерным. И женщина, которая смотрит на зрителя, бросает ему вызов. И нагота, похоже, ее совсем не беспокоит. В целом скандал получился масштабным, и мало кто смог оценить более высокий живописный уровень работы.

Но всему свое время. Сегодня, перечисляя лучшие картины Музея д’Орсе, невозможно не вспомнить «Завтрак на траве» Эдуара Мане.

3. «Танец в деревне», Огюст Ренуар

1883, Музей Орсе, Париж

Танцы в деревне - Огюст Ренуар
«Танцы в деревне» Огюста Ренуара«Танцы в городе» Ренуар, Музей Орсе
Танцы в большом городе (слева) также есть в коллекции Орсе

Многие шедевры принадлежат кисти Огюста Ренуара. Некоторые из них по чистой случайности и совпадению попали в будущую коллекцию Музея д’Орсе в Париже. Это мифический «Бал в Мулен-де-ла-Галетт», «Качели», картина «Купальщицы», также хранящаяся в Музее д’Орсе. Но мы выбрали из них «танцевальную» тему. На самом деле, помимо «Танцев в деревне», есть еще и красивый «Танцы в городе».

4. Серия «Руанский собор», Клод Моне

1892-1893, Музей Орсе, Париж

Руанский собор. Утро »(слева) и« Руанский собор. Облачно »(справа)

Яркая звезда эпохи импрессионистов — Клод Моне — и его знаменитая серия, посвященная Руанскому собору. Утро и пасмурный день. В 1890-е годы Моне, закончив свои исследования (в его случае не болезненные), переходит к новому стилистическому этапу своей творческой жизни с серией картин «Руанский собор». Уверенный в том, что для того, чтобы передать суть предметов на холсте, необходимо многократно их показывать, Моне неустанно работает над одним и тем же мотивом в другой атмосферной среде. Руанский собор здесь смыслового значения не имеет.

Автор интересует его необычным готическим фасадом, идеально подходящим для экспериментов художника. В то время под рукой Моне было гораздо больше «копий» работ с различными цветовыми эффектами, чем просто «Утро» и «Пасмурный день». Но эти два полотна хранятся в Парижском Орсе.

5. «Церковь в Овер-сюр-Уазе», Винсент Ван Гог

1890, Музей Орсе, Париж

Музей Орсе,
Шедевры Орсе значительно расширили полотна голландских мастеров

Винсент Ван Гог написал эту картину в Овер-сюр-Уаз. Место, любимое всеми импрессионистами, но прежде всего Полем Сезанном и .. самим Ван Гогом, который оставался в Овере с 21 мая 1890 года до своей смерти — самоубийства, которое произошло в июле того же года. За короткий срок художнику удалось создать 70 полотен (то есть больше одного в день!) И множество рисунков. Эта картина — единственная, посвященная церкви XIII века в Овере. Чтобы понять оригинальность стиля, просто сравните это фантастическое изображение, вылепленное в цвете, с собором Руана, написанным Моне несколько лет спустя. По сравнению с более поздними французскими сериями модернизм Ван Гога явно выделяется. Он не пытается передать реальность или впечатление от увиденного, как это сделает Моне через несколько лет.

Ван Гог фантазирует, выражая только состояние собственной души.

Среди известных картин Музея д’Орсе в Париже «Автопортрет» художника (1889) и «Доктор Поль Гаше» (1890). А также мифическая «Спальня Ван Гога в Арле» (1889 г.), одна из версий которой хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

6. «Циклевщики паркета», Гюстав Кайботт

1875, Музей Орсе, Париж

Лучшие картины Орсе: Скребок для паркета
Мастерство Гюстава Кайботта невероятно!

Это необычное произведение: идеально сбалансированная композиция, перспектива которой построена с математической точностью. Для этого Гюстав Кайботт сделал множество набросков. Прежде всего три мужские фигуры. Чтобы достоверно передать анатомию и зафиксировать безопасность движений. Кстати, хотя Кайботт был представителем буржуазии, в «Паркетных велосипедистах» нет социальной причины. Импрессионизм отличается реалистичностью живописи. Эту тенденцию не интересуют социальные или политические причины. Импрессионизм — это проблема самой картины! Критики, по традиции, отнеслись к работе «в штыки» из-за необычности столь реалистичного сюжета, в котором каждая деталь продумана, просчитана и расставлена ​​по своим местам.

7. «Балетный класс», Эдгар Дега

1871-1874, Музей Орсе, Париж

Эдгар Дега, класс классического танца
В список шедевров Музея Орсе входят картины Эдгара Дега

В музее собрана богатая коллекция работ талантливого художника Эдгара Дега. Главными шедеврами, которыми может гордиться музей Орсе, являются картины «Семья Беллелли», «Оркестр оперного театра», «Ла Стелла», «Иль Баньо», «Ле Донне че Стирано». И, конечно же, «Абсент», благодаря которому прославился Эдгар Дега. Мы выбрали произведение «Балетный класс». Во-первых, потому, что текстура «Абсента» вызывает чувство отчаяния. А, во-вторых, потому, что балетная тема красной нитью проходит через творчество автора. Он питал слабость к балету (отчасти к танцорам). И в то же время он был прекрасным психологом: посмотрите на эмоции девушек на фото — их проблемы, позы, лица — и вы поймете гениальность Дега!

8. «Наводнение в Марли», Альфред Сислей

1876, Музей Орсе, Париж

Наводнение в Марли, Альфред Сислей
Известные картины Орсе: «Наводнение в Марли»

Весной 1876 года Сена разлилась и затопила Порт Марли. В итоге серия из семи картин, посвященных этому событию, вышла кистью величайшего импрессиониста Альфреда Сислея. Все стали шедеврами, а две попали в коллекцию д’Орсе. Обе картины отражают идеи художника и его подход к пейзажной живописи. Сислей сознательно выбрал почти тот же взгляд, что и Марли, и изобразил его на разных стадиях наводнения, чтобы «фотографически» запечатлеть состояние природы. Обратите внимание на отражение воды, цвета неба и фасада: считается, что Сислей и Клод Моне лучше других передают пленэр. Ни один из импрессионистов уже не может так точно передать нюансы света на холсте.

9. «Яблоки и апельсины», Поль Сезанн

1895-1900, Музей Орсе, Париж

Яблоки и апельсины Сезанна (Музей Орсе, Париж)
«Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (Musée d’Orsay, Париж)

Мы посетим мастера натюрморта — Поля Сезанна — и его картины, которыми когда-то восхищалась Вирджиния Вульф. Он задавался вопросом, как обычные яблоки могут обладать такой притягательной силой! Яблоки впервые появились в творчестве Сезанна в 1970-х годах, а позже стали одной из частых тем художника. Возможно, потому, что их округлая форма действительно соответствовала живописному языку Сезанна. За кажущимся простотой натюрморта скрывается сложность стилистического поиска. И техническое мастерство художника.

10. «Таитянские женщины», Поль Гоген

1891, Музей Орсе, Париж

Знаменитая картина Поля Гогена «Таитянские женщины» украсила Музей Орсе

В апреле 1891 года Поль Гоген отправился на Таити. И именно там он нашел то, что безуспешно пытался найти в провинции Бретань и на юге Франции. Мечта о диком, нетронутом обществе, не тронутом филистимскими законами старой Европы, привлекала многих художников того времени. Местные женщины стали новыми музами Гогена (кто бы мог подумать!), Воплотившими идеалы художника из плоти и крови. Гоген нарисовал их в красочных саронгах, украшенных стилизованными и линейными мотивами. Последнее с невероятной легкостью передано кистью художника.

полю Гогену на Таити это было на удивление легко! Особая энергетика места и полет вдохновения, как утверждает сам художник.

11. «Туалет», Анри де Тулуз-Лотрек

1896, Музей Орсе, Париж

Кабинет Анри де Тулуз-Лотрек
Шедевры музея Орсе: кабинет Тулуз-Лотрека

В списке картин Орсе есть одна из картин Анри де Тулуз-Лотрека, которую стоит посмотреть. Тема женского платья, момент, скрытый от посторонних глаз, также очень нравится Эдгару Дега («Класс танца»), к которому Лотрек обратился в своих исследованиях. Однако подходы двух художников очень разные. Работы Дега оставляют впечатление, будто художник «шпионит» за женщиной через замочную скважину. Картина Тулуз-Лотрека, несмотря на то, что героиня сидит спиной к зрителю, наполнена чувством единства художника и модели. Лотрек любил женщин, будь то модели, танцовщицы, представители высшего общества или проститутки. И он обладал секретами без восхищения и с добродушной улыбкой передавал свою повседневную жизнь.

Известный своим дружелюбием, Лотрек был доверенным лицом женщин, заслужив симпатию городских «изгоев», в том числе Винсента Ван Гога.Анри восхищался искусством последнего и принял его непростой характер. К сожалению, чрезмерная и незащищенная чувствительность очень рано привела Анри де Тулуз-Лотрека к самоуничтожению: сифилис и алкоголизм убили его в 37 лет.

12. «Война», Анри Руссо

1894, Музей Орсе, Париж

Картина «Война» Анри Руссо

Художник-самоучка, а также скромный клерк городских обычаев, Анри Руссо — одна из самых интересных и сложных фигур парижских художественных кругов второй половины XIX века. Руссо пришел к живописи поздно, почти в сорок лет. На первый взгляд, он писал примитивно, хотя и увлекательно. Но за внешней наивностью виднелись тревожные повороты и много символизма. Споры вокруг творчества Анри Руссо продолжаются и по сей день: что это — высокоинтеллектуальное искусство или «наивная» живопись? Картина «Война» имеет отсылку к событиям франко-прусской войны 1870 года. Но сюжет не содержит пространственно-временной информации.

Лайфхаки

Чтобы сделать посещение музея Орсе максимально полезным и интересным, мы собрали для вас несколько советов.

В Музее Орсе

1. Избегайте толп

Музей Орсе — главная достопримечательность и один из самых посещаемых музеев Парижа — более 3,5 миллионов посетителей ежегодно! Поэтому вряд ли он окажется пустым. Но более вероятно, что вам понравится созерцать работы, чем стоять в очереди, если вы выберете лучшее время для посещения музея. Следовательно, Орсе обычно наименее загружен:

  • в низкий туристический сезон (с ноября по март)
  • с часов работы (9:30) до полудня
  • вечер четверга (музей открыт до 21:45).

Также не забывайте, что для посетителей с электронными билетами предусмотрена отдельная очередь на вход, поэтому рекомендуем приобретать билет заранее на этом сайте.

2. Сосредоточьтесь на определенном периоде или направлении

По сравнению с Лувром, Музей Орсе может показаться вам крохотным. Но все же его коллекции расположены на 5 этажах! Чтобы посещение было максимально продуктивным, рекомендуем заранее ознакомиться с коллекцией музея. Познакомьтесь с некоторыми из художников и выберите, кто интереснее других.

Если вас больше интересует живопись импрессионистов, найдите время, чтобы увидеть скульптуру на первом этаже, и сразу же поднимитесь на 5 этаж. Если вы хотите узнать больше о Ван Гоге, исследуйте второй этаж (а если вы в Амстердаме, загляните в его музей).

Неторопливое созерцание очень важно для искусства!

3. Сделайте перерыв в самом музее

Чтобы избежать усталости, сделайте перерыв во время посещения. Также в самом музее есть несколько приятных кафе и даже ресторан при нем. Обратите внимание на небольшое кафе на первом этаже: пройдите по коридору со скульптурами, слева от вас будет небольшая стойка, где вы можете выпить кофе и перекусить со свежей выпечкой. Эспрессо здесь стоит 2 евро, цена чашки на пятом этаже будет в несколько раз выше.

Музей Орсе

4. Первый раз в музее Орсе? Возьмите экскурсию

Если вы впервые посещаете Орсе, один из лучших способов получить наиболее полное и интересное представление о шедеврах коллекции — это заказать экскурсию. На сайте музея есть программа групповых посещений на разных языках. Также вы можете заказать увлекательные экскурсии у местных русскоговорящих гидов по этой ссылке или здесь.

5. Не забывайте про временные выставки и специальные мероприятия

Постоянная коллекция д’Орсе — это именно то, что привлекает большинство посетителей. Но в музее регулярно проходят временные выставки, позволяющие по-новому взглянуть на живопись того периода.

Кроме того, Орсе регулярно организует специальные мероприятия, концерты, показы фильмов и фестивалей, ночные шоу и многое другое. Перед посещением посетите веб-сайт Musée d’Orsay, чтобы ознакомиться с календарем временных выставок и мероприятий — завершите свой визит уникальными впечатлениями.

Бонус: как и многие музеи Парижа, Орсе можно посетить бесплатно в первое воскресенье каждого месяца. Желающих обычно очень много, поэтому время ожидания в очереди увеличивается в несколько раз.

Оцените статью
Блог про Францию