- Факты
- Цены на билеты
- Как посетить Пантеон?
- Пантеон в Париже — революция и запутанная история
- Как добраться до Пантеона в Париже?
- Собор Святой Женевьевы — обет короля
- Маятник Фуко
- Пантеон в Париже на карте
- Усыпальница
- Достопримечательности Пантеона
- Усыпальница Великих
- «И все-таки она вертится!»
- Время работы
- История создания Пантеона
- Как церковь стала усыпальницей
- Что посмотреть рядом
- Шпаргалка по Парижу
- Возведение Пантеона в Париже
- Кто похоронен
- Строительство храма Святой Женевьевы
- Интерьер и экстерьер Пантеона
- Захоронения в Пантеоне
- Подъем на купол Пантеона. Париж сверху
- Чем удивляет Пантеон?
- Внешний вид
- Внутреннее убранство
- Экскурсии в Париже
- Купол
- Великие люди
- Крипта
- Пантеон в Париже — наши дни
- Обзорная площадка
- Маятник
Факты
Храм, созданный в честь покровительницы Парижа — Святой Женевьевы, возведен по высокому обету Людовика XV в 1744 году. В эпоху Великой французской революции он стал местом захоронения великих народов Франции.
Храм был освящен во время правления Наполеона Бонапарта и какое-то время служил местом поклонения, позже он был объявлен Храмом Славы, а Пантеон вернулся к существованию в 1885 году, после того, как был похоронен в этой величественной гробнице Виктора Гюго.
В настоящее время похоронные церемонии в Пантеоне Франции носят большой национальный и политический характер.
Цены на билеты
- Полный билет — 9 евро.
- Лица до 18 лет — бесплатно.
Как посетить Пантеон?
Пантеон открыт для посещения с 1 апреля по 30 сентября с 10:00 до 18:30 и с 1 октября по 31 марта с 10:00 до 18:00.
Музей закрыт 1 января, 1 мая, 25 декабря и утром 17 июня.
Стоимость билета 11,50 евро (лучше бронировать заранее здесь). Дети младше 18 лет, граждане ЕС до 26 лет, студенты университетов ЕС и обладатели пропусков в музеи проходят бесплатно.
В 2021 году вы сможете посетить не только залы Пантеона, но и его колоннаду, откуда открывается великолепный вид на Латинский квартал, Люксембургский сад и Сен-Жермен-де-Пре. Билет необходимо бронировать заранее, стоимость 15 евро.
Пантеон в Париже — революция и запутанная история
Мечта архитектора Суфло сбылась. В Париже появился собор, который составил достойную конкуренцию лондонской церкви Святого Павла и римско-католическому собору Святого Петра. Однако недолгое время он назывался Собором Санта-Дженовеффа.
Внутри Пантеона в Париже
Как только строительство было завершено, во Франции вспыхнули беспорядки, которые французы гордо назвали революцией. Рабочие-повстанцы грабили и разрушали огромные соборы и даже небольшие храмы. Избежать такой участи удалось только собору Санта-Дженовеффа, который революционеры назвали Пантеоном в конце 18 века. Пантеон в Париже должен был прославить героев Франции и стать их пристанищем. Первым революционером, похороненным в Пантеоне в Париже, был граф Мирабо. Его останки пролежали в Пантеоне чуть меньше двух лет: оказывается, его соратники продемонстрировали связь между героем и королем. Останки были вывезены из Пантеона и захоронены на кладбище; революционеры даже не поставили надгробие. Кстати, один из соратников Мирабо, Марат, обвинивший своего бывшего друга в измене, вскоре был убит и похоронен в Пантеоне.
Из истории можно узнать, что власть несколько раз переходила от революционеров к королевскому двору и наоборот. Тогда же здание стало Пантеоном, а затем и собором Санта-Дженовеффа. Закончилось все тем, что архитектурное сооружение, разработанное Суфло, все же называлось Пантеоном. Интересно, что за сто лет здание несколько раз трансформировалось из собора в мавзолей и из мавзолея в собор. Французы явно затруднились определить назначение архитектурного шедевра, стоящего недалеко от центра Парижа. Все закончилось в 1885 году. В том же году тело Виктора Гюго перевезли в здание Пантеона.
Маятник Фуко
Как добраться до Пантеона в Париже?
Добраться до Пантеона можно несколькими способами:
- арендовав автомобиль и воспользовавшись георадарным навигатором;
- покупка путеводителя по «Городу влюбленных» и присоединение к группе туристов;
- с автобусами п. 21, 27, 84, 85 и 88 до остановки. Пантеон или Люксембург;
- с метро с вывеской 10 линии на ст. Кардинал Лемуан или Mutualité;
- поездом RER до ст. Королевский порт.
Собор Святой Женевьевы — обет короля
Пантеон Парижа, а точнее церковь Санта-Дженовеффа, восходит к своей сложной и долгой истории с 1744 года. Именно тогда Людовик XV принял на себя командование войсками, которые одержали бы долгожданную победу над Австрийцы. Правда, он не мог побывать в самом сердце сражений, у короля внезапно поднялась высокая температура: медицина того времени была бессильна, жаропонижающих средств в 1700 году не существовало. Многие из приближенных короля считали, что Людовик XV скоро умрет. На смертном одре король молился святой Женевьеве, которая теперь считается покровительницей Парижа. Он торжественно поклялся, что, если святитель пожалеет его, воздвигнет в его честь величественный храм.
произошло чудо, король выздоровел, из потустороннего мира покинула только его любовница, которая заразилась вирусным заболеванием от монарха. Сильная депрессия заставила короля забыть о государственных делах и об этом голосовании. Как только он снова влюбился, Людовик XV вспомнил о своем обещании и приказал брату своего нового фаворита выбрать архитектора для строительства церкви Санта-Дженовеффа. Интересно отметить, что архитектор Суфло приступил к разработке проекта храма только в 1755 году, ровно через 11 лет после «страшной» болезни короля.
Маятник Фуко
Еще одна достопримечательность Пантеона — маятник Фуко. Впервые устройство было продемонстрировано в 1851 году. Маятник показал, как наша планета движется в течение дня. Шар весом 28 кг закреплялся под куполом на длинной проволоке, которая позволяла маятнику свободно вращаться.
Пространство под маятником было засыпано песком. Когда мы двигались по песку, оставался след, указывающий траекторию. Одно время этот опыт вызывал большой интерес у публики. Копия была установлена в Пантеоне сегодня.
Пантеон в Париже на карте
Усыпальница
Величественный Пантеон стал убежищем для тех, кто оставил свой след в истории страны и прославил Францию. Изначально считалось, что Пантеон станет местом захоронения революционеров; со временем здесь стали хоронить ученых, философов, писателей и военных.
После того, как некоторые тела пришлось извлечь из гробницы, поскольку после захоронения были выявлены объективные факты биографии, парижане стали очень серьезно рассматривать кандидатуры тех, кто предлагал быть похороненными под сводами Пантеона. Этой награды удостоен 71 человек.
В Пантеоне хоронят не сразу после смерти, а через некоторое время. Это сделано для того, чтобы тот, кого они собираются похоронить, действительно достоин такой чести. Показателен пример с Александром Дюма. 132 года прошло со дня его смерти, когда он был снова похоронен в Пантеоне. Некоторое время спустя французы решили, что писатель достоин упокоения в самой престижной могиле.
В Пантеоне похоронены архитекторы Суффло, Руссо и Вольтер, классики французской литературы Гюго и Золя, математики Лагранж и Монж, военный Лабассье, Жан Ланн и Легран и многие другие.
В Пантеоне похоронены только две женщины. Софи Бертело отдыхает рядом с мужем, политиком и химиком. Вместе с мужем похоронена и Мария Кюри.
Захоронения находятся в склепе, чтобы попасть туда, нужно спуститься по лестнице за алтарем.
Достопримечательности Пантеона
Усыпальница Великих
Те, чьи жизни отметили историю Франции, нашли свое последнее убежище под величественными сводами Пантеона. Предполагалось, что это будет своего рода мавзолей революции, но со временем Пантеон стал могилой для выдающихся историков, ученых, писателей и философов. Пара Кюри, Вольтер, Руссо, Марат обрела здесь вечный покой.
Парижане очень завидуют тем, кто имеет право быть похороненным в знаменитом мавзолее. Прах 71 человека покоится в стенах Пантеона. Французы заботятся о том, чтобы здесь нашли покой только те, кто действительно заслуживает такой чести. Поэтому прах кандидата в тюрьму Пантеона приносят не сразу после смерти, а только тогда, когда убедятся, что он достоин быть похороненным под сводами здания. Например, прах Александра Дюма был внесен в Пантеон только в 2002 году, когда со дня его смерти прошло 132 года. Все это время французы решали, талантливый он писатель или нет.
Великие слова «Aux Grands Hommes La Patrie Reconnaissante» — это вечное признание и благодарность погибшим, которые выражают признание Родины лучшим из ее людей.
Также есть символические захоронения в Пантеоне. В их честь установлена мемориальная доска, а некоторые закопали землю с места гибели. В их число входят один из основателей доктрины негритюда, Эме Сезер, лидер гаитянской революции Франсуа-Доминик Туссен-Лувертюр и Луи Делгр, противник рабства.
В подземных галереях Пантеона всего две женщины. Первая честь быть похороненной здесь досталась Софи Бертело. Она отдыхает со своим мужем, политиком и химиком Марселин Бертело, который попросил не разлучать их после их смерти. Второй женщиной был известный химик Мария Складовская-Кюри, также похороненная здесь со своим мужем.
«И все-таки она вертится!»
Если заглянуть под купол Пантеона, можно увидеть маятник. Точнее, копия маятника, с помощью которого в 1851 году именно в этих стенах Жан Бернар Леон Фуко доказал, что планета все еще вращается.
Маятник Фуко представляет собой металлический шар весом 28 кг, закрепленный под куполом с помощью металлической проволоки. Маятник мог свободно качаться во всех направлениях. Песок насыпался под маятник таким образом, чтобы его удары отмечали траекторию движения по песку. Когда маятник достиг состояния абсолютной неподвижности, эксперимент начался. Через 32 часа после запуска маятника натертый песок показал, что маятник вращается в плоскости вокруг своей оси.
Первоначально Фуко демонстрировал свой опыт в узком кругу перед императором Наполеоном Бонапартом. Император был в восторге от этого опыта и пригласил физика показать его публике в Пантеоне.
любопытно, что именно рядом с маятником Фуко находится каменная статуя египетской кошки. У каждого посетителя есть возможность дать свою интерпретацию окружению символов невозмутимой вечности и непрекращающегося движения человеческой мысли.
Время работы
Посетить Пантеон можно в любой день недели.
- Летний сезон — с 10.00 до 18.30.
- Зимний сезон — с 10.00 до 18.00.
История создания Пантеона
История Пантеона начинается в 1744 году. Именно тогда Людовик XV, тяжело больной, поклялся, что, если святая Женевьева спасет его жизнь, он построит храм в его честь. Король выздоровел и через 11 лет приказал построить церковь Святой Женевы.
Архитектор Суффло начал разработку проекта. Первый вариант собора предполагал строительство здания в форме греческого креста, что вызвало возмущение католической церкви. Архитектору пришлось внести изменения в дизайн, в результате два крыла храма были удлинены, что соответствовало канонам католической архитектуры. Строительство началось в 1764 году; первый камень заложил Людовик XV.
это интересно. Многочисленные фавориты короля приняли активное участие в оформлении нового собора. Дамы вручную нарисовали по эскизам различные украшения и попросили архитектора учесть их пожелания. Суффло проигнорировал их вмешательство.
Строительные работы длились 25 лет. Были проблемы как финансовые, так и строительные. Храм почти был построен, и вдруг выяснилось, что колонны, поддерживающие свод, покрыты трещинами. Создана комиссия, которая провела тщательное расследование и приняла решение: кладка и строительные материалы качественные, полы прочные. Заменить нужно только столбцы.
В дизайне Суффло использовались дорогие материалы и сложные элементы. Финансовые трудности заставили архитектора отказаться от некоторых деталей. Например, от аркад, которые должны были быть с двух сторон.
Как церковь стала усыпальницей
Завершение строительства храма совпало с началом Французской революции. В этот неспокойный период были разграблены не только дворцы аристократов, но и религиозные постройки. Церковь с. Женевьева не была особенно впечатлена. Только теперь это был не храм, а могила героев революции.
Первым в Пантеоне торжественно похоронили графа Мирабо. Спустя два года выяснилось, что он не такой уж пламенный революционер, его объявили предателем, его тело забрали. Та же история произошла с телом Марата: в Пантеоне состоялись торжественные похороны, через несколько лет героя разоблачили, останки вывезли.
Когда Наполеон пришел к власти, Пантеон вернулся в свое первоначальное состояние, он снова стал церковью Святой Женевы. На этом месте в гробнице были похоронены Руссо, Вольтер и другие важные сыновья Франции. Строение было одновременно собором и местом захоронения. При Наполеоне здесь были похоронены военные и политики, прославившие Францию.
В 1830 году после очередного революционного события церковь снова стала Пантеоном.
Что посмотреть рядом
- Люксембургский сад занимает площадь 26 га. Парк — одно из любимых мест отдыха горожан. Деревья и лужайки, дорожки и клумбы, фонтаны и скульптуры привлекают множество посетителей. Сюда приезжают семьи, компании, даже одинокое путешествие по этому необычайно красивому парку подарит массу приятных впечатлений.
- Сорбонна — это не только самый известный университет Франции, но и архитектурная и историческая достопримечательность. Здесь сохранились постройки, построенные шесть веков назад. Сегодня Сорбонна состоит из 13 высших учебных заведений, в которых обучаются молодые люди из разных стран.
- Средневековый музей расположен в здании 16 века. Выставка состоит из предметов средневекового искусства и гобеленов. Интересны не только находки, но и само здание с огромными каминами, небольшой часовней и римскими банями.
Пантеон ежегодно привлекает миллионы посетителей. Люди приезжают сюда по разным причинам. Одни, чтобы почтить память великих сынов Франции, другие интересуются архитектурой этого великолепного здания.
Шпаргалка по Парижу
Возведение Пантеона в Париже
По задумке архитектора, территория для строительства Пантеона в Париже была зарезервирована в районе аббатства Санта-Дженовеффа, а римский Пантеон стал образцом для подражания. По первой версии, разработанной Суффло, собор Парижа должен был иметь форму «греческого» креста. Эта архитектурная смелость вызвала особый гнев и ярость католической церкви. Скульптор, чтобы избежать недовольства, внес изменения в проект, расширив два крыла здания. Это придавало храму сходство с католической базиликой и примиряло обе стороны.
Непосредственное строительство церкви началось только в 1764 году. Людовик XV лично заложил первый камень будущего Пантеона, положив начало строительству часовни.
Строительство храма периодически осложнялось некоторыми проблемами. Уже на этапе завершения внутренней отделки мастера обнаружили появление сколов и трещин на колоннах, поддерживающих свод. В срочном порядке была создана специальная комиссия профессионалов, которая, изучив характер происхождения стружки, вынесла приговор:
«Кладка и потолки на должном уровне. Строительные материалы качественные. Он укрепляет опорные столбы колонн».
В 1764 году король Людовик XV лично заложил первый камень.
Исправительные работы курировал архитектор Жан-Батист Ронделет, ученик уже покойного Суффло, которому удалось исправить недостатки, не изменив первоначальной идеи наставника.
Другие препятствия были связаны с финансовой составляющей. Королевская знать всегда славилась расточительностью, выделением средств на шумные танцы и сохранением фаворитов. Иначе клада просто не хватило.
Поскольку проект Sufflot предполагал закупку дорогих материалов и качественных деталей, реализовать его без упрощений было утопией.
Кто похоронен
В склепе Пантеона похоронены несколько десятков самых известных личностей Франции, в том числе архитектор строительства Пантеона Жак-Жермен Суффло, который был похоронен здесь в 1829 году. Всем известны прославленные имена личностей, получивших честь отдыха в Пантеоне в Париже:
- Жан-Жак Руссо;
- Франсуа-Мари Аруэ — более известный как Вольтер;
- Эмиль Золя;
- Алессандро Дума;
- министр культуры Франции, спасший большую часть архитектурного наследия Франции — Андре Мальро;
- ученые-экспериментаторы в области физики и химии — Мари и Пьер Кюри и многие другие.
Строительство храма Святой Женевьевы
Составленный архитектором проект храма вызвал тихий шок у короля и, мягко говоря, парижан. В те времена все здания в Париже были построены в роскошном стиле барокко, декоративные архитектурные элементы украшали каждый дом, не говоря уже о храмах или дворцах. Однако Суфло решил отойти от устоявшихся традиций и в своем проекте объединил сразу четыре стиля.
Вид на греческий портик с колоннами (вход в здание)
План включал портик в греческом стиле с шестью колоннами, перекрытый «строгим» куполом, потолок которого должен был быть романским, а внутреннее убранство храма должно было быть построено в готическом стиле. Кроме того, архитектор, вдохновленный собором Святого Павла, расположенным в столице Туманного Альбиона, решил установить колонны в стиле барокко в качестве опоры перекрытий. Суфло не смог преодолеть гения Кристофера Рена, создавшего Лондонский собор: свод был очень тяжелым, и колонны просто рухнули под его весом. Стоит отметить, что строительство храма Суфло было начато только в 1764 году. Первый камень торжественно заложил король, который уже дал обет святому Дженовеффе двадцать лет назад.
Католическая церковь направила Людовику XV письмо с протестом против строительства здания по проекту Суффло. Дело в том, что проект предполагал строительство храма, по форме напоминавшего «греческий крест». Поэтому архитектор раздвигает два крыла и делает храм похожим на католическую базилику. Справедливости ради стоит отметить, что при возведении архитектурного сооружения постоянно возникали сложности, в основном связанные с финансированием. Проще говоря, Людовику XV не хватило денег на реализацию проекта архитектора Суфло. По этой причине три стороны храма лишились аркад, остались только колонны и фронтон, которые и сегодня можно увидеть на главном фасаде Пантеона. Многочисленные сохранившиеся до наших дней документы характеризуют короля Людовика XV как очень любящего человека. Все его любимцы хотели «помочь» возлюбленной исполнить клятву, вручную рисуя всевозможные украшения, которые, по их мнению, должны были быть добавлены в здание королевским архитектором.
Купол парижского Пантеона с панорамной террасой
Как известно из истории, Людовик XV умер в 1774 году. Он так и не успел сдержать обещание, данное святой Женевьеве. Погрязший в интриге архитектор Суфло дело не довел. К счастью, у специалиста были помощники, которые в 1789 году завершили строительство церкви С. Дженовеффа. Как уже говорилось выше, парижане восприняли новый храм «в штыки» — в прямом и переносном смысле. Многим показалось, что здание слишком сурово и не соответствует архитектуре Парижа. Величественный купол не вписывался в греческий портик, нарушая гармонию всего архитектурного комплекса. Часто многие места не узнаются жителями городов, в которых они построены. Так случилось с церковью С. Дженовеффа.
Пойдя немного дальше, хочу уточнить, что современные архитекторы считают Пантеон в Париже великолепным зданием, построенным в классическом стиле. Довольно спорное мнение, особенно если вспомнить, что у постройки четыре стиля. Однако купол, спроектированный Суфло, вдохновил многих экспертов, например, Капитолий в столице США имеет точно такой же купол. Кстати, в России можно найти «следы» парижского Пантеона — купола Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
Интерьер и экстерьер Пантеона
На строительство Пантеона ушло 30 долгих лет и 15 миллионов из казны. В те времена постройки возводились в вычурном и помпезном стиле. Суффло, с другой стороны, создал французский неоклассический стиль, объединив архитектуру готического греческого креста, романского потолка, классического свода купола и греко-римского перистиля.
Вместе с притвором длина часовни составляет 104 метра, а внутри на высоте 52 метра ее венчает воздушный купол, покоящийся на четырех световых колоннах. Прозрачность купола Пантеона придают множество щелей, выполненных в разных направлениях по особой технологии, напоминающей огранку хрустальных изделий. Их переливы и отражения создают впечатление искусной магии света, который внезапно проникает в комнату и заставляет привычную атмосферу заиграть новыми красками.
Главный фасад инкрустирован портиком, а треугольный фронтон поддерживается коринфскими колоннами. В центре скульптуры — Отечество, раздающее своим детям свободу. Слева — известные ученые, философы, представители культурной богемы, а справа — великие личности страны как символа ее истории. Позже революционеры Франции приложили руку к архитектуре Пантеона, скрепив часть окон кирпичом, убрав крест и лицо святой Дженовеффы с купола, а также часть дорогостоящей конструкции.
В центре Пантеона по указу Наполеона был установлен маятник Фуко как экспериментальное доказательство суточного вращения Земли вокруг Солнца.
Захоронения в Пантеоне
Французы очень чутко относятся к процессу захоронения в стенах Пантеона: исключительно исключительные соотечественники могут получить эту награду, поэтому церемония часто проводится всего через несколько лет, а иногда и через столетия после смерти. Так, великий писатель Дюма Старший был удостоен «перенесения» в могилу только в 2002 году.
Всего в гробнице нашли покой более 80 выдающихся личностей, в том числе:
- Вольтер — философ и педагог (1791)
- Жан-Жак Руссо — философ и писатель (1794)
- Виктор Гюго — известный писатель (1885)
- Эмиль Золя — писатель и политик (1908)
- Луи Брайль — создатель книги для слепых (1952)
- Рене Кассен — соавтор Декларации прав человека, лауреат Нобелевской премии мира (1987)
- Мария Склодовская-Кюри — одна из четырех женщин, похороненных на территории бывшего собора. Выдающийся физик и химик, похоронена вместе со своим мужем Пьером Кюри.
В истории Пантеона известно два случая захоронения останков Пантеона в связи с новыми биографическими фактами погребения.
Внутри Пантеона, помимо гробов и урн с сердцем или горсткой земли с места смерти погребенного, вы можете полюбоваться великолепными расписными потолками, рассказывающими о жизни и деяниях известных французских персонажей, и искусно созданными статуями.
Подъем на купол Пантеона. Париж сверху
Во время моих предыдущих посещений Парижа Пантеон оставался на краю моих путей или был закрыт на реставрацию. Но на этот раз он вырос передо мной в самый подходящий момент и был открыт для публики. Я отбросил все свои планы и уверенно отправился исследовать внутренности Пантеона.
Билет в сам Пантеон стоит 8,5 евро. Музей открыт ежедневно с 10 до 18 (с 1 апреля по 30 сентября — до 18-30). Билеты на купол Пантеона продаются отдельно по 2 евро. Восхождение на купол осуществляется сеансами. Я очень близко подошел к началу следующего сеанса. К этому времени уже собралась международная группа из 20 человек.
В 11 мы поднялись наверх под руководством строгого чиновника. 206 ступенек вверх по узкой винтовой лестнице, и мы оказались у верхнего края стены, а оттуда поднялись по крутой лестнице на купол.
Круговая галерея
Виды с купола Пантеона были чудесными. Возможно, эту смотровую площадку можно поставить в один ряд с галереей Нотр-Дам-Химеры.
С востока Лицей Генриха IV граничит с Пантеоном с башней Хлодвига, построенной на фундаменте церкви Женевьевы. Эта церковь была основана в 502 году франкским королем Хлодвигом, принявшим христианство. Сам Хлодвиг, его жена и святая Дженовеффа были похоронены в церкви.
Рядом со старшей школой находится аккуратная (можно сказать «симпатичная») церковь Сент-Этьен-дю-Мон.
Колокольня Сент-Этьен-дю-Мон
Собор Парижской Богоматери
Базилика Сакре-Кёр выглядит очень эффектно. Ниже возвышается церковь Сен-Эсташ и шпиль Сен-Шапель.
Зеленый купол Обсерватории Сорбонны и черный купол Дворца Института Франции.
Колесо обозрения на площади Согласия
За церковью Сен-Сюльпис находятся небоскребы Ла Дефанс
Улица Суффло граничит с Люксембургским дворцом, за которым вдали выделяется Эйфелева башня. Справа от башни — золотой купол Дома инвалидов
Обратите внимание, сколько дымоходов
Спуск с купола
Чем удивляет Пантеон?
Пантеон — шедевр известного французского архитектора Жака Суффло. Здание стоит на левом берегу Сены в центре Латинского квартала. Прямо перед мавзолеем находится огромная площадь с симметричными структурами с обеих сторон. Отсюда тянется дорога, названная в честь Суффло. Он заканчивается символом Парижа — Эйфелевой башней. Вечером от здания Пантеона невозможно оторвать глаз: на площади горят десятки фонарей, а само здание освещается современной подсветкой, которая придает ему торжественность и загадочность.
Внешний вид
Центральный барельеф Пантеона венчает композиция, состоящая из статуи Отечества и статуи Славы. Отечество торжественно вручает своим детям короны победителей. Слева короны получают министр Монж, граф Мирабо, генерал Карно, химик Лаплас и юрист Мальсербес. Чуть дальше ждут художник Давид, физик Кювье, писатель Руссо. Справа — подарки знаменитым французским солдатам, в том числе и самому Наполеону. Ниже представлены другие скульптурные композиции.
Внутреннее убранство
Попадая в Пантеон, невольно вдыхаешь атмосферу торжественности и покоя. В здании довольно прохладно даже в самые жаркие дни. Здесь царство духов и пансион смерти открывают свои двери для посетителей. Конечно, туристы не сразу наткнутся на могилы или груды костей, например, в катакомбах, так как все останки давно перенесены в склеп. Любители острых ощущений могут попасть туда по узкой старинной лестнице, расположенной за большим алтарем.
Большие залы Пантеона украшены многочисленными картинами, изображающими историю Франции в ее самые яркие периоды. Помимо картин на стенах, можно увидеть уникальные фрески, посвященные святой Дженовеффе, а также декоративные барельефы. Многие приходят в Пантеон, чтобы просто подняться на его смотровую площадку. Чтобы добраться до вершины здания, необходимо преодолеть 206 крутых ступенек. Но зрелище с вершины Пантеона не стоит таких усилий. Вид со смотровой площадки здания просто захватывающий!
Самым ценным экспонатом Пантеона является маятник Фуко, установленный здесь Луиджи Бонапартом. Маятник весит 28 килограммов. Он прикреплен к куполу самого здания с помощью стальной проволоки, что позволяет ему свободно перемещаться.
Рядом с Пантеоном находится огромное количество других парижских достопримечательностей: Эйфелева башня, несколько музеев, Люксембургский сад, Ботанический сад, университет Сорбонна и многое другое.
Экскурсии в Париже
Купол
Купол Пантеона является одной из знаковых архитектурных частей этого сооружения благодаря расположенному здесь маятнику Фуко, который позволяет продемонстрировать вращение Земли вокруг своей оси в почвенных условиях.
Великие люди
Виктор Гюго, Эмиль Золя, Пьер и Мария Кюри и многие другие выдающиеся личности покоятся в склепах Пантеона. В 2002 году Александр Дюма (отец), автор книг «Граф Монте-Кристо» и «Три мушкетера», был снова похоронен в Пантеоне. Последним, кого здесь похоронили в 2011 году, был Эме Сезар, французский поэт и общественный деятель, борец за права чернокожих.
На протяжении XIX века ходили упорные слухи о том, что останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками и брошены в мусорное ведро. Чтобы остановить их, гробницу открыли в 1897 году. Останки философа были на месте.
В 2007 году в Пантеоне была установлена мемориальная доска в честь 2600 французских муниципалитетов, которые помогали евреям бежать из концентрационных лагерей во время нацистской оккупации. Поэтому было отмечено значение их поступка в истории страны.
Крипта
Из большого и светлого зала лестница ведет в мрачный склеп.
В конце лестницы — ваза с сердцем Леона Гамбета
У входа в склеп висит схема расположения захоронений.
Как видно из схемы, самые почетные места у входа занимают Жан-Жак Руссо (находится справа от входа), Вольтер и Суффло (отдыхают напротив Руссо слева от входа).
Архитектор Суффло, автор проекта парижского Пантеона, не дожил до конца строительства, но удостоился чести находиться в самом достойном обществе его творения. Его именем названа улица, ведущая к главному входу в Пантеон.
Саркофаг Руссо
Могила Вольтера
Остальные саркофаги размещены по два-три в каждом склепе, а может и больше.
Итак, в одной ячейке они объединили таких разноплановых писателей, как Виктор Гюго, Эмиль Золя и Александр Дюма. Кроме того, Дюма был помещен в Пантеон в 2002 году, через 132 года после его смерти.
Видно, что Дюма совсем недавно был «вписан» в камеру 24
Обе супружеским парам (Кюри и Бертело) предусмотрены отдельные склепы.
Захоронения жертв революций 1830 и 1848 годов — уже перечислены здесь
Тесная темная темница заполнена узкими коридорами. Возникает ощущение лабиринта.
Из склепа поднимаемся наверх, еще раз любуемся фреской и покидаем этот великолепный мавзолей.
После посещения Пантеона рекомендую отправиться в церковь Сент-Этьен-дю-Мон, расположенную по соседству.
А по улице Суффло вы попадете в Люксембургский сад. Еще одна открытка с видом на Пантеон открывается из садовой аллеи.
Пантеон в Париже — наши дни
Сегодня здание Пантеона в Париже продолжает выполнять функции, возложенные на него французскими революционерами: быть мавзолеем для великих французов и не только. Кстати, парижане не хотят повторения истории с графом Мирабо, поэтому после смерти незаурядной личности делается перерыв. За это время выясняется, действительно ли человек был исключительным или, как в случае с Мирабо, произошла ошибка. Например, в 2002 году в парижском Пантеоне, через 132 года после его смерти, был похоронен Александр Дюма. Более ста лет парижане пытались выяснить: действительно ли он был гениальным писателем или была «ошибка» и был ли Дюма нормальным графоманом? Наполеон Бонапарт и, как ни странно, граф Мирабо выстраиваются в очередь на похороны. Оказывается, он уже реабилитирован и останки революционера «ждут» момента, когда их снова торжественно перенесут в Пантеон. Кстати, Вольтер и Руссо наверняка будут похоронены в Пантеоне, если, конечно, со временем о них не всплывут неприятные факты.
Глядя на современное здание Пантеона в Париже, если отбросить все связанные с ним «случайности», то можно сказать, что Суфлот смог сделать почти невозможное. Архитектор придал готической легкости и воздушности зданию, построенному одновременно в четырех стилях. К сожалению, сейчас многие окна, спроектированные Суфло, можно увидеть замурованными: так решили революционеры в XVIII веке.
Памятник национальному съезду
По их мнению, в могилы величайших личностей Франции проникло слишком много света. Последнее, на чем я хотел бы сосредоточиться при описании величественного Пантеона в Париже, — это маятник Фуко, который должен доказать всем посетителям мавзолея, что наша планета «все еще вращается».
Обзорная площадка
Поднявшись по 206 ступеням под куполом Пантеона, вы сможете увидеть захватывающий вид на Париж. По мнению туристов, вид на город не хуже, чем из знаменитой галереи химер Нотр-Дам.
Смотровая площадка Пантеона — одна из лучших в Париже с круговым обзором. Прекрасно видны такие места: Собор Парижской Богоматери, Базилика Святого Сердца, Обсерватория Сорбонна, небоскребы района Ла Дефанс, Эйфелева башня, Дом инвалидов и другие. Доступ на смотровую площадку может быть закрыт из-за неблагоприятных погодных условий.
Маятник
Наполеон III, осведомленный об исследованиях Фуко, просит провести эксперимент с маятником в известном и престижном месте, и это будет Пантеон. Суд был представлен публике 30 марта 1851 года, и сегодня маятник Фуко укреплен под куполом Пантеона и находится в постоянном движении.
Величественный Пантеон (Париж, Франция): Вы можете узнать о его истории во время обзорной экскурсии по Парижу на машине .
Или заказав отдельную экскурсию в Пантеон Франции на этой странице.
Индивидуальная экскурсия на 1-5 человек.
Билеты оплачиваются дополнительно — взрослые 14 евро / чел, дети до 18 лет бесплатно.
Отправная точка экскурсии — у входа в Пантеон.
При заказе групповых экскурсий для группы более 5 человек стоимость рассчитывается индивидуально. Все цены оговариваются заранее.
Купить билеты в Пантеон можно здесь, на официальном сайте музея.