- Социальные проблемы накануне созыва Генеральных штатов
- Порядок проведения заседаний и рассматриваемые вопросы
- Усиление королевской власти
- Основные сословия Франции
- Конфликт с папой
- Усиление роли
- Почему генштаты были распущены?
- Структура и функции
- Состав Генеральных штатов 1302 года
- Решения Генеральных штатов 1302 года
- Зачем понадобились генеральные штаты?
- Вопросы для рассмотрения
- Генеральные штаты в XIV веке
- Что мы узнали?
- Образование Генеральных штатов и их первый созыв
- Структура и функции органа
- Причины созыва
- Состав и принцип работы
Социальные проблемы накануне созыва Генеральных штатов
В конце XIII — начале XIV века общественно-политическое государство во Франции было далеко от единства и гармонии. Деревня обогатилась: улучшение правового статуса крестьян и увеличение их независимости от феодалов за счет распространения денежной ренты привело к экономическому подъему. В то же время процесс расслоения крестьян на бедных и богатых стал настолько очевидным, что многие крестьяне были разорены.
Граждане приобрели большое экономическое и политическое значение; они считали себя независимой социальной силой, способной помочь королю укрепить его власть. Процесс собственности и социального расслоения приобрел здесь не меньший размах, чем в деревне. Состоятельные купцы и ремесленники взяли на себя управление и финансы города, что часто приводило к злоупотреблениям и, как следствие, к беспорядкам среди городских низших классов.
Социальная напряженность усугублялась тем, что одновременно крупные землевладельцы пытались повысить ренту деньгами и нападали на общинные земли. Происходящее было вызвано ухудшением их материального положения: освобождение городов, развитие товарного производства, введение фиксированной ренты, появление потомственных крестьянских земель (цензоров) привело к снижению доходов населения феодалы.
Дворянство обладало многими привилегиями, такими как освобождение от налогов, наследование титулов, судебные преференции, но многие его представители были обременены долгами. Когда-то могущественные кланы стали редкостью, а количество небольшой кавалерии быстро росло. В то же время количество новых богатых увеличивалось: зажиточные купцы, горожане и даже крестьяне, пытающиеся достичь высших слоев общества.
Порядок проведения заседаний и рассматриваемые вопросы
На собраниях царь предлагал вопросы для обсуждения. Представители каждого класса консультировались друг с другом. Они образовали три камеры. У них был приказ следовать от своих избирателей. Затем через выбранного спикера каждый штамм высказал свое мнение и высказал свой голос. Каждая собственность имела один голос, независимо от количества представителей.
Общие состояния не превратились в регулярный организм. Король имел прерогативу созывать генеральные государства во Франции, определять место и время их работы.
Одной из самых обсуждаемых была финансовая проблема. В этих случаях обычно речь идет о повышении существующих налогов или введении новых. Поскольку города, как правило, были довольно богатыми, их представители часто приходилось принимать денежные суммы в казну. Граждане обычно пытались добиться, чтобы дворянство также платило налоги и другие денежные суммы в казну.
В общих штатах обсуждались проекты новых законов. Особенно это касалось декретов, которые привели к усилению центральной власти и угнетению крупных феодалов. Такие законы обычно вызывали противодействие со стороны последних, поэтому их выполнение поддерживалось поддержкой избранной конференции.
Генеральные штаты также созывались в чрезвычайных ситуациях внутренних кризисов, как это произошло во время Столетней войны (особенно с поражениями от Англии), во время внутренних гугенотских войн, которые некоторые представители знати использовали для усиления своего влияния.
Усиление королевской власти
В конце 13 века у короля был эффективный и надежный административный аппарат. Королевская власть считалась единственным источником закона, а король был хранителем общественного блага и регулятором всех сторон общества. Основу государственного административного аппарата составлял высший орган — Королевский совет, Верховный суд — парижский парламент, а также финансовый департамент — Счетная палата.
Традиционно указы короля действовали только в владениях — личных владениях французских правителей. В конце 13 века это примерно три четверти территории Франции. В Бретани, Гиенне, Бургундии, Фландрии власть находилась в руках местных баронов, которые, возможно, не приняли бы указы короля. Однако эти свободы не могли длиться долго: уже Филипп IV Прекрасный (король Франции в 1285–1314 годах) требовал безоговорочного исполнения приказов.
Усиление королевской власти при Филиппе связано не только с расширением королевской власти, но и с победами в войне с Англией, а также с расширением компетенции государственного аппарата в ущерб правам местных жителей феодалы. Некоторые решения короля были весьма спорными: изменения содержания драгоценного металла в монетах, невозвратные ссуды из городов и непомерные косвенные налоги пополнили казну, но привели к беспорядкам.
В этот период началось формирование монархии недвижимого имущества. Имущество горожан, дворян, духовенства объединялось в общину, чаще всего по территориальному признаку. Стремясь защитить свои интересы, они действовали как независимая политическая сила.
Королевский аппарат претендовал на верховную власть и отсутствие контроля, но не имел достаточных средств для этого. В результате местные власти были вынуждены разделить власть с имениями, которые могли оказывать финансовую, политическую и военную помощь.
Так образовалось собрание представителей собственности, с которым король был вынужден консультироваться при принятии важных решений. Впервые орган национального представительства (Генеральные штаты) был созван Филиппом IV в 1302 году после долгой борьбы короля с папой Бонифаций VIII.
Основные сословия Франции
Нововведения Людовика XI создали условия для формирования представительной наследственной монархии во Франции. Если до этого момента ведущее положение среди вотчин занимали феодалы, власть которых ничем не ограничивалась, то теперь положение городского населения и крестьян укрепилось. Это произошло после того, как король запретил феодальные войны, в ходе которых было уничтожено огромное количество мирных жителей.
Три основных поместья, которые развивались во Франции в то время:
Духовенство — выделилось в отдельный класс в результате длительной борьбы между королевской властью и папством и победы первого. Если в других европейских странах в средние века вся власть находилась в руках Папы, то во Франции этому положили конец. В четырнадцатом веке случилось так, что все церковники должны были жить по законам королевства и признавать власть короля, а не папы. Однако позиции духовенства были очень сильны и пользовались рядом привилегий, которые позволяли им выделяться как отдельный класс, играть важную роль в политической жизни страны и занимать административные должности при дворе.- Дворянство в то время было правящим классом во Франции. В его состав входили представители всех знатных семей и играла ведущая роль в политической и общественной жизни королевства. Изначально сюда могли поехать состоятельные горожане и крестьяне, если у них было достаточно средств, чтобы купить дворянский титул и землю у разоренных феодалов. Однако со временем это право у них отобрали, поскольку дворянский титул мог передаваться только по наследству, а не приобретаться вместе с вотчиной.
- Свободные граждане и крестьяне: развитию этого класса способствовали рост городов и развитие товарно-денежных отношений. Фактически в нее входило все трудоспособное население и зарождающаяся буржуазия. Но со стороны духовенства и знати отношение к нему было пренебрежительным. Он практически не имел прав и был беззащитен перед власть имущими. Единственный актив, который облагался всевозможными налогами.
Впоследствии эти три категории вошли в состав Генеральных штатов.
Конфликт с папой
На пути французских королей, стремившихся объединить страну и укрепить свою личную власть, встретилось серьезное политическое препятствие — Римско-католическая церковь. Он не признавал приоритета королевской власти над духовной властью, и священники в основном подчинялись папе, а не королю страны.
Филипп IV существенно ограничил имущественные и судебные права церкви под предлогом ее защиты и покровительства. Царская власть взяла на себя традиционно духовные функции: боролась с еретиками, конфисковывала имущество отступников, выступала против святотатства и занималась благотворительностью.
Непосредственной причиной конфликта с Римом стала финансовая политика короля Франции, направленная на пополнение казны любыми способами. Филипп получал доход от епископств, если их троны были свободны, от патронажа над монастырями, от налогов, вопреки традициям, налагаемым на вновь приобретенное церковное имущество.
В ответ Бонифаций VIII в 1296 г запретил светским властям собирать налоги с духовенства без одобрения Рима, что отрицательно сказалось на финансах государства. Затем Филипп IV прекратил вывоз золота и серебра из страны, что уменьшило восстановление папской казны, а также объявил приоритет светской власти над духовной властью и начал кампанию по разоблачению злоупотреблений папы.
Папа был готов пойти на крайние меры: осенью 1302 года он готовил буллу об отлучении французского короля от церкви. Однако ситуация в стране была напряженной, и отлучение Филиппа IV могло привести к катастрофе. Накануне событий король в апреле 1302 года вызвал представителей штатов для обсуждения вопроса о статусе папы.
Усиление роли
Растущее значение Генеральных штатов произошло во время Столетней войны, которая длилась с 1337 по 1453 год. В то время у королевской власти были особые потребности в финансах.
Вскоре они начали претендовать на активную роль в управлении государством в период, когда в 14 веке вспыхнули беспорядки: Париж в 1357–1358 годах и Жакерия в 1358 году.
Причиной того, что Генеральные штаты не смогли обеспечить соблюдение прав, которые Парламент Англии смог завоевать, было отсутствие соглашений как между городами, так и между владениями, иногда усиливавшаяся враждебность.
Почему генштаты были распущены?
В 1468 году король в последний раз созвал генеральные штаты. В науке считается, что с середины 15 века во Франции все больше и больше начинает укореняться новая политическая система, называемая абсолютизмом. Под его началом короли сосредоточили почти всю свою власть. К этому моменту центральная власть была достаточно усилена, феодальная раздробленность в значительной степени преодолена. Таким образом, предыдущие причины созыва генеральных штатов ослабили их влияние. События парижского восстания показали, что это собрание при определенных условиях стремилось расширить свое влияние.
Генеральные штаты снова стали созываться с середины XVI до начала XVII века. Теперь они были вызваны представителями знати в условиях так называемых гугенотских войн в науке, которые велись из-за Реформации. С начала 17 века до 1789 г генеральные штаты не созывались. В 1789 году для решения многих внутренних проблем они были собраны. Представители третьего сословия объявили себя независимым от Национального собрания властью. Это уже события Великой Французской революции.
В целом в науке считается, что период представительной государственной монархии во Франции, когда средневековые генеральные государства были объединены королем для принятия необходимых решений, преодоления феодальной раздробленности, укрепления центрального правительства, закончился Вторая половина XV века применительно к решению обозначенных политических проблем.
Структура и функции
Внутри Генеральные штаты были консультативным органом, который созывался по инициативе короля в критические для правительства моменты с целью помочь ему. При этом их основной функцией было голосование по налогообложению, то есть голосование по вопросам, какие налоги могут быть введены в государстве.
Генеральные штаты — это орган, в котором сидели представители собственнических слоев французского королевства. Он состоял из трех вотчин:
- Представители духовенства.
- Делегаты знати.
- Вестники населения городов.
Под духовенством во вновь созданном парламенте понимались его высшие чины, такие как:
- Архиепископство.
- Епископство.
- Аббатство.
Что касается дворян, то на первом этапе в государствах были представители крупных и средних феодалов, а чуть позже появились делегаты мелкой знати.
Третий штат в парламенте состоял из депутатов:
- церкви;
- монастыри;
- верх горожан — от двух до трех депутатов на каждый город.
В его состав входят юристы, составляющие примерно 1/7 всех Генеральных штатов.
Далее перейдем к вопросу о том, как проходили встречи.
Состав Генеральных штатов 1302 года
Еще до 1302 года король проводил собрания для решения важных государственных вопросов. Таким образом, в 1299 году границы по Рейну были уточнены, и парламент 1245 года решил судьбу крестового похода. Граждане участвовали в некоторых из этих встреч, хотя и в ограниченном количестве и только в экстренных случаях.
Отличительной чертой Собрания 1302 г., считающегося началом Генеральных штатов, было многочисленность и разнообразие присутствующих. Письмо с настоящим вызовом было адресовано всем трем владениям, и летописцы указали, что дворяне, духовенство, представители городов (по 2-3 депутата от каждого города) съезжались на собрание со всей Франции).
В королевских приглашениях прямо указывалось на необходимость личного присутствия, но некоторые дворяне и прелаты отправляли своих представителей, ссылаясь на болезнь, недостаток средств и возраст. Среди депутатов Генеральных штатов были люди разного статуса и образования: от крупных феодалов и представителей духовенства с юридическим образованием до простых граждан. Крестьяне Генеральных штатов не участвовали, их также исключили из выборов депутатов.
Депутаты, как правило, были уважаемыми и влиятельными людьми, в идеале действующими так же, как и сами избиратели. Однако их конкретные полномочия определялись мандатом и не всегда соответствовали принципам работы Генеральных штатов. Иногда прямо указывалось, что представители должны придерживаться точки зрения короля, какой бы она ни была, или позиции конкретного влиятельного человека, например архиепископа, феодала.
Решения Генеральных штатов 1302 года
Вызвав Генеральные штаты, Филипп IV заставил вотчины открыто заявить о своем отношении к конфликту между королем и папой. И если дворянство и горожане в большинстве поддерживали короля, то позиция духовенства как заинтересованной стороны оставалась неоднозначной.
Переговоры между королем и прелатами начались 8 апреля, а два дня спустя состоялось большое собрание Генеральных штатов. Он начался с выступления представителей королевской семьи, обвинивших Папу Бонифация VIII в злоупотреблениях и вмешательстве во внутренние дела Франции. Папа вспомнил и бегство денег в Рим, и иностранных епископов, и обнищание французских церквей.
Представители знати и гражданства после непродолжительной встречи единогласно заявили о своем желании защитить свободу и благополучие страны в борьбе с Римом. Духовенство оказалось в двусмысленном положении: лояльность к монарху, с одной стороны, и необходимость подчиняться Святому Престолу заставили их попросить отсрочки.
Однако король не дал бы противнику возможности совершить еще один политический маневр. Духовенство не могло откладывать решение по этому поводу или обращаться за советом к папской курии. Филипп IV настойчиво добивался одобрения своей политики у прелатов, угрожая объявить несогласных врагами государства.
Духовенство не было единодушным в своем мнении: некоторые прелаты пошли на компромиссы и согласились с потребностями царя при условии сохранения привилегий церкви. Позиция остальных изначально совпадала с желанием Филиппа ограничить влияние Римской церкви во Франции, и им было легко одобрить его политику. Наконец, некоторые представители духовенства снова ослушались короля и уехали в Рим на собор, который состоялся в том же 1302 году.
Положение духовенства изменилось только в следующем году. Король и его советники использовали угрозы, подкуп, защитные письма, обещания и, в конечном итоге, добились согласия на поддержку духовенства — в своем письме от 15 июня 1303 года прелаты обязались защищать положение, честь и права народа ни от кого, даже от себя, папа.
Зачем понадобились генеральные штаты?
Период монархии представительного класса следует за периодом феодальной политической раздробленности. В борьбе с ним центральное правительство полагалось на силы, заинтересованные в преодолении раздробленности. Не очень богатые представители знати хотели укрепить власть правителей. Обычно это приводит к увеличению количества новых служебных должностей. Духовенство всегда было за внутренний порядок и тишину. Города были заинтересованы в соблюдении законов и порядка, необходимых для кустарного и промышленного производства, а также для внутренней и внешней торговли. Только крупные и богатые феодалы с важными земельными владениями могли быть заинтересованы в сохранении феодальной раздробленности.
После первых генеральных государств в 1302 году до середины 15 века генеральные государства часто собирались вместе королями для принятия необходимых решений. В случае борьбы с крупными феодалами они помогали государям. В науке считается, что представительные органы наследия помогли преодолеть феодальную раздробленность и политическую централизацию государства.
В то же время общие государства расширили свое влияние в определенных ситуациях. Это было очевидно во время Столетней войны между Францией и Англией в 1337–1453 годах. Во время восстания в Париже 1357–1358 годов генеральные штаты приняли великое постановление марта, которое расширило их влияние. После беспорядков приказ не был исполнен. С тех пор общие собрания созывались все реже и реже.
Вопросы для рассмотрения
Как упоминалось ранее, король созывал Генеральные штаты, когда ему в различных случаях требовалась поддержка вотчин. Примеры включают обсуждение таких вопросов, как:
- 1038 г. — конфликт с тамплиерами.
- 1359 г. — заключение договора с английской короной.
- 1560, 1576, 1588 — войны религиозного характера.
Однако наиболее частой причиной была потребность короля в средствах. При этом он обратился к штатам, выразив либо просьбу о финансовой помощи, либо штраф за сбор налога, который действовал в течение одного года.
Генеральные штаты в XIV веке
Они не были постоянным телом. Короли вызывали их в тяжелые для себя времена. Каждая собственность находилась отдельно от других и имела один голос. Так называемая «третья власть» была представлена саммитом граждан. Их основной функцией следует считать голосование налогов.
Они не смогли самостоятельно получить в Англии права, подобные парламенту. Этому мешали противоречия между представителями разных городов с одной стороны и знати с другой.
Во время Жакерии, то есть восстания 1357 года, Генеральные штаты даже разработали план реформ французского королевства: Указ Великого похода. Однако после подавления восстания роль представительного органа собственности в правительстве стала снижаться.
Рис. 3. Генеральные штаты 1789 г.
Что мы узнали?
Дата созыва Генеральных штатов во Франции — 1302 год. Это событие связано с конфликтом между королевством и папством. Создание Генеральных штатов было началом представительной монархии вотчины.
Образование Генеральных штатов и их первый созыв
В начале 14 века во Франции сложилась довольно сложная ситуация:
- неудача в войне с Фландрией;
- конфликт между королем Филиппом IV и папой;
- трудности в экономике.
Все это потребовало, чтобы правитель королевства предпринял какие-то действия, чтобы решить эту проблему. И логическим результатом стало появление Генеральных штатов во Франции и их первого созыва в 1302 году — политической консультативной структуры, в которую вошли представители всех трех основных государств и состояли, соответственно, из одинакового числа палат. Точной даты, когда должны были встретиться штаты, не было. Это происходило по просьбе царя в самых сложных ситуациях (боевые действия, беспорядки среди населения). Но главная цель их создания — пополнить королевскую казну и позволить ввести очередной налог.
Структура и функции органа
Сначала приглашения в первые генеральные штаты рассылались некоторым представителям знати и духовенства, а иногда и представителям городов (часто это были чиновники). Однако уже в первый раз своего созыва города избирали своих представителей (зачастую они оказывались сотрудниками администрации или состоятельными горожанами). Сначала они часто назначались городским советом. Впоследствии выборы прошли и в других владениях. Принцип выборности утвердился постепенно и в целом оформился в конце XV века.
Общие государства имели совещательные функции. Их решения не имели юридической силы. Наука указывает, что во Франции существовали противоречия между классами, особенно между городами и дворянством. В результате они не объединились, чтобы расширить свое влияние и получить более сильные политические позиции со стороны общих государств.
Иногда генеральные государства собирались отдельно в южных провинциях и отдельно в северных. В некоторых странах также проводились собрания представителей местного класса. В то же время не было строгого подчинения классовых собраний между собой на местах, в более крупных провинциях и в общих штатах. Считается, что эти обстоятельства помешали укреплению этих властей.
Причины созыва
Генеральные штаты, а также провинциальные штаты были выражением этого политического компромисса, в котором у каждой стороны были свои особые интересы. Формирование этих институтов стало началом преобразования французского государства из феодальной монархии в представительную монархию наследия.
Основные причины созыва первых Генеральных штатов в 1302 году Филиппом IV по прозвищу «Белло» следующие:
- Провал в войне с Фландрией.
- Большие трудности в экономическом развитии страны.
- Конфликт короля с Папой Римским Бонифаций VIII.
Точнее, эти события были, скорее, причинами, а настоящая причина — описанные выше предпосылки для создания представительно-государственного института национального масштаба, объясненного объективными законами развития французского монархического государства.
На первом съезде Генеральных штатов претензии папы на роль верховного арбитра в светских делах были отклонены. Здесь было сказано, что в этой области царь может полагаться только на самого Бога. Каковы были функции и структура этого тела?
Состав и принцип работы
При решении поднятых вопросов все палаты не собирались для обсуждения вместе, а сидели отдельно. Первоначально представители первого и второго государств (высшее духовенство и знатнейшая знать) были лично приглашены королем.
Кроме того, сложилась практика избрания тех, кто будет представлять поместье: по 2-3 депутата от главных церквей, аббатств, монастырей, а также от среднего и малого дворянства. Третье государство было представлено состоятельными гражданами. Крестьяне, хотя и относились к нему формально, в собраниях не участвовали. Это была наиболее зависимая часть населения, и от их мнения ничего не зависело, поэтому крестьян не приглашали в Генеральные штаты. Считалось, что их мнение представляли феодалы, к которым принадлежали крестьяне. То есть это было собрание только привилегированных слоев населения.
1468 и 1484 годы стали исключением в работе собрания: обсуждение велось одновременно всеми имениями.
Избранные депутаты выразили волю своих избирателей и, вернувшись с собрания, должны были отчитаться перед ними.
Необходимость созыва и продолжительность собраний определялись королем. Он обращался к штатам, когда по каким-то вопросам требовалась имущественная поддержка. Так, в 1308 году они объединились для борьбы с тамплиерами, в 1359 году — для обсуждения мирного договора с Англией. Но чаще всего королю требовалось разрешение для введения и сбора дополнительного ежегодного налога. Только в 1439 году Карл VII получил разрешение на введение постоянного королевского налога.
Штаты имели право обращаться к королю с жалобами, подавать жалобы в администрацию, назначенную высшей властью, вносить предложения. В основном король отвечал всем требованиям государства, чтобы не потерять поддержку классов. Но если депутаты выступали против короля и не голосовали за внесенное им предложение, они просто долго не встречались.