Чтение для слепых: кто придумал шрифт

История создания шрифта

Азбука Брайля для слепых

Брайль — это рельефный тактильный шрифт, предназначенный для чтения и письма слепыми и слабовидящими людьми. Он был изобретен в 1824 году 15-летним французским подростком Луи Брайлем. В детстве Луи повредил глаз седельным ножом в лаборатории своего отца и ослеп из-за прогрессирующего воспаления. В 1819 году Луи Брайль поступил в Школу для слепых в Париже, где он тренировался, используя книги, написанные тисненым линейным шрифтом Валентином Гаюи. Изучив все эти книги, Луи понял, что система Гагуи была несовершенной: чтобы услышать каждую букву, требовалось несколько секунд.

Именно тогда Луи Брайль разработал свой точечный шрифт как альтернативу шрифту Валентина Гаюи, вдохновленный простотой «ночного типа» Шарля Барбье. В то время военные использовали «ночной шрифт» для записи отчетов, которые можно было прочитать в темноте. Луи Брайль потратил много времени на совершенствование своего шрифта и представил его в обновленном виде в 1837 году — с тех пор латинская система Брайля практически не изменилась.

Институт


Валентино Гаюи. С сайта wikimedia.org

Если в какой-либо стране суждено было появиться идеальному алфавиту для слепых, то этой страной могла стать только Франция, которая в начале 19 века была самой «продвинутой» в заботе о слепых.

Почему так случилось? Сложно сказать: возможно, потому, что деятельность даже одного энтузиаста может существенно изменить моральный ландшафт общества.

И во Франции нашелся такой энтузиаст — Валентин Гаюи, основатель Парижского института слепых. Но некоторые исследователи полагают, что причина особого отношения к слепоте была поставлена ​​на первое место, когда один из самых удивительных королей всех времен и народов, Сент-Людовик IX, приглашал к столу за трапезой нищих и калек и заметил, что подавались те же блюда, что и ему самому; Сам Людовик IX, который сам возглавил Седьмой крестовый поход и чудом спасся из плена — именно он, вернувшись из Сирии, основал убежище для слепых воинов крестоносцев.

Это был 1260 год, этот приют оказался одним из первых в мире, и в нем жили триста рыцарей, ослепленных неверными. Возможно, эта аура рыцарского дела, героической слепоты, которая витала над детским домом долгое время, даже после того, как он с годами был преобразован в место благотворительности для слепых, помогла делу.

Но этот нимб никак не повлиял на общую печальную судьбу слепого человека в конце, скажем, восемнадцатого века. Если семья отказывалась поддерживать слепых, они неизбежно оказывались на крыльце или на ярмарке.

В бедных семьях даже наличие родственников не спасло слепого от общей участи — напротив, он стал заложником родственной жадности. Валентин Гаюи, который в 1774 году решил продемонстрировать, что слепые дети поддаются образованию и нуждаются в нем, нашел своего первого ученика, подростка Франсуа Лесуэра, на крыльце, и был вынужден заплатить своим родителям сумму, равную той, которую ребенок помогал каждому день попрошайничеством.

Не имея даже краткой истории о Гаюи, вы не сможете получить правильное представление о судьбе Луи Брайля и, прежде всего, о судьбе алфавита Брайля. Валентин Гаюй был необычайно талантливым организатором. Он сострадательный человек с пылким и отзывчивым характером, который не переносит унижения других. Все вместе они привели к исключительным результатам.

Жизнь Гаюи (и жизни многих и многих слепых французов), как полагают, изменила Парижская пасхальная ярмарка 1771 года. Гаюи, в то время склонный к филантропии парижанин, время от времени работал волонтером в школе для глухонемых, основанная аббатом де Лепе, попала на одну из ярмарок и была поражена бесстыдным зрелищем.

Павильон «потешался над людьми и музыкой»: для создания комического эффекта слепых ставили на огромные картонные стаканы, и им приходилось играть на сломанных или специально расшатанных инструментах, извлекая из них чудовищные звуки («свирепый рев»). Публика засмеялась.

Валентин Гаюй пошел работать. Еще в 1774 году у него был первый ученик, сам Франсуа Лезер, и Гаюи научил его читать, используя свой линейный алфавит с рельефным шрифтом, обычными буквами, если вы помните, упрощенными и тиснеными на картоне.

В то же время он пытался получить от благотворителей деньги на школу для слепых детей, но пока безуспешно. И тут Гаюй понял, что ему нужно вернуться «со своими слепыми на ярмарку», но ярмарку пронзительную — он начал демонстрировать успехи своего ученика (Франсуа научился читать, что в то время оказалось почти аттракционом.) в светских жилых комнатах.

Дамы о «необыкновенных успехах нашего слепого человечка» доносились (таков был план) в Версаль. Гаюи была приглашена во дворец, чтобы продемонстрировать успех подопечной; Людовик XVI и Мария-Антуанетта обрадовались, энтузиасту назначили пенсию.

В 1784 году он открыл первое учебное заведение для слепых, Ателье слепых рабочих, и сформулировал первый принцип своей школы: «Всем слепым должна быть предоставлена ​​возможность учиться, избавляя их от тяжелого и опасного бремени безделья, который способствует усвоению вредных привычек, а также пороков »… В конце 1786 года высшим указом фирма получила статус Королевского института слепых с предоставлением ста двадцати стипендий для студентов.

В институте детей учили читать с помощью гаюевской азбуки, преподавали учебные дисциплины на слух, обучали ремеслам и музыке. Даже в тяжелый послереволюционный период институт выжил. Его только начали называть Первым национальным или просто Институтом слепых в Париже. И вот в это заведение, основанное большим энтузиастом, в 1819 году привезли Луи Брайля.

«Этого не может быть»

Великий ученый сказал, что каждое открытие или изобретение проходит 3 стадии своего развития. Первоначальная реакция окружающих: «Это чушь — этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Итак — «в этом что-то есть», а потом — «все знают». Брайль обратился и к этому. В 1829 году он предложил свою систему совету института, но совет отклонил ее. Основным аргументом было то, что разработанный шрифт неудобен для зрячих учителей. Несмотря на неодобрение экспертов, шрифт Брайля вводит собственный шрифт. Его система становилась все более популярной среди простых людей, и в 1837 году Совет вернулся к его рассмотрению. На этот раз шрифт Брайля получил поддержку.
Они пытались игнорировать изобретение шрифта Брайля, затем безуспешно пытались переработать, но в конце концов во всем мире было признано, что система письма, разработанная Брайлем для слепых, является лучшей. Брайль также создает специальное пишущее устройство (напоминающее пуансон), которое с небольшими изменениями пережило наше время. В России первая книга по системе Брайля была издана А. А. Адлером в 1885 году.
Луи Брайль умер 6 января 1852 года и похоронен в своем родном городе Кувре. В мае 1887 года в Кувре открыли памятник работы известного французского скульптора Леру.

Революция — от букв к точкам

В январе 1809 года Луи Брайль родился в небольшом французском городке Кувре. В детстве он случайно поранил глаз седельным ножом и ослеп. В 1819 году Луи был зачислен в Парижскую школу для слепых. Обучение проводилось по системным книгам Howie, которые очень большие и дорогие. В парижской школе было всего 14 таких книг, и Луи успешно изучил их, выслушивая каждую букву. Система Хауи была несовершенной. Чтобы услышать каждую букву, требовалось несколько секунд, и к тому времени, когда человек дошел до конца предложения, он почти забыл, что произошло в начале. Луи понял, что ему нужно найти способ читать легко и быстро. И снова случай помог. В то время французская армия использовала исходный буквенный код артиллерийского офицера Шарля Барбье для доставки ночных сообщений. Сообщения нельзя было написать на бумаге, потому что для их чтения нужно было зажечь спичку, а затем разоблачить. Буквы втыкались в картон.

Годы обучения

Детство Луи было омрачено событиями, происходившими на северо-востоке Франции. После разгрома армии Наполеона I войска под предводительством русского царя Александра I отправились в Париж. Неизвестные голоса, непонятные речи, разносимые эхом в доме Брайля, шумные шаги в отцовской лавке очень пугали детей. После двухлетней оккупации иностранные войска покинули страну в 1816 году. В деревне возобновился обычный ритм жизни. Работа с отцом в магазине заполнила дни Луи.

Когда Луи было шесть лет, в деревне появился новый священник, который в корне изменил жизнь мальчика. Отец Иаков обучил его истории, познакомил с наукой, познакомил с музыкой и песнями. Он открыл свое сердце христианской вере. Когда Луи было семь лет, родители отправили его к молодому деревенскому учителю. Луи был прилежным и внимательным учеником, несмотря на окружавшую его тьму, он жадно впитывал все, что говорил учитель. Чтобы научить грамоте, мой отец изобрел устройство, состоящее из деревянной доски с гвоздями, вбитыми в форму латинских букв. Затем он изучил основы грамотности и задумался о возможности использования выпуклой поверхности при обучении слепых, что стало основой для будущего изобретения персонажа.

В возрасте десяти лет отец Джейкоба Луи нашел место для мальчика в Королевской школе для слепых детей, основанной в 1784 году Гийе (ныне Национальный институт слепой молодежи) в Париже. Это было первое в мире учебное заведение для слепых. Родители не хотели отпускать сына, но священник убедил их, что с каждым годом разрыв между Луи и другими детьми будет расти, а мальчик жаждет знаний.

В школе преподавали все возможные предметы: арифметику, грамматику, географию, историю, музыку, а Луи был прекрасным учеником и преуспел во всех дисциплинах. Дети много гуляют, держась за веревку, посещают Ботанический сад. Под руководством зрячего учителя около двенадцати детей слушали пение птиц, вдыхали их аромат и наслаждались историей о цветах и ​​деревьях. Иногда они ходили в Музей естественных наук, где могли потрогать некоторые артефакты.

Луи особенно нравились уроки музыки. Учителя консерватории учили его бесплатно. Овладев не только фортепиано, но и органом, изобретатель также стал прекрасным музыкантом. В 16 лет он получил оплачиваемую должность органиста в небольшой церкви недалеко от учебного заведения в Париже.

В школе Луи, обученный чтению, обнаружил, что вся библиотека состоит из 14 тяжелых и неудобных книг. Это вселяло в душу мальчика надежду, что наступит время, когда книги для слепых можно будет издавать большими томами.

После обеда мальчик провел в мастерских, где вязал шапки и перчатки, шил обувь, плести плети для лошадей и быков. В конце первого года обучения Луи получил награду за свое мастерство, фундамент которой он приобрел благодаря своему отцу.

Первые опыты

В 19 лет ему предложили должность учителя. Слепые студенты учатся читать и писать на латыни по методике Гийе. Метод, основанный на вырезанных на столе латинских иероглифах, оказался неэффективным. Символы было трудно распознать на ощупь, и воспроизведение было чрезвычайно медленным. Луи Брайль начал экспериментировать с вырезанными на коже кругами, квадратами и треугольниками, пытаясь разработать специальный алфавит для слепых.

Вместе со своими одноклассниками он одновременно знает способ передачи и приема информации, используемый военными. Метод, изобретенный агентом Шарлем Барбье, был основан на матрице точечных шаблонов 6 на 6 символов для передачи информации беззвучно и вслепую».

Шрифт Барбье позволял передавать текст, разбитый на звуки. Каждый звук был связан с узором, состоящим из одиннадцати выпуклых точек, определенным образом пробитых на матрице. Никаких цифр или символов. Этот тип шифрования подходил для коротких сообщений. Вдохновленный идеей использования точек вместо вырезания и царапания, Луи предложил упростить матрицу до размера 6 на 2 символа. Еще одним неудобным нюансом показался фонетический акцент метода, который не учитывает орфографию, не распространяется на передачу музыкальных символов и математических знаков.

С необычайным рвением найти удобную систему он неустанно работал, пока не приблизился к желаемой цели. Наконец, в начале октября 1825 года 16-летний Луи представил директору института первую версию своего алфавита и шрифта. В 1829 году появилось первое описание Луи Брайля метода передачи информации для слепых, предполагавшее возможность записи не только текстов, но и музыки, математических символов, пригодных для описания схем вязания и многого другого.

Одноклассники освоили эту систему очень быстро и были в восторге от нее. Это было так легко, что трудно было проверить. Метод позволял детям писать и читать друг другу письма, самостоятельно создавать книги. Успех системы сделал молодого человека наставником для детей. Его большой заслугой было также то, что он проложил путь к музыкальному наследию для слепых. Основываясь на своем характере, в 1828 году он разработал систему, которая позволяет впервые в истории записывать музыкальные произведения для слепых и слепых. Новый директор попросил его начать работать учителем с зарплатой в 15 франков. В 1833 году Луи принял это предложение.

Обращенный Брайль

Другой вариант — использовать знакомый слепой шрифт Брайля, но пусть буквы «бегут». Используя технологию «перчатки», можно сделать кончик пальца, состоящий из матрицы Брайля, и подавать его последовательно буква за буквой. Затем мы приступим к чтению. Вы также можете поместить 2 элемента Брайля на 4 пальца. Преимущества предлагаемого устройства ввода-вывода информации:
— уменьшенный вес и габариты;
— простота использования;
— адаптивность;
— возможность работать в разных положениях (эргономика).

Проще, проще и проще

Изобретатели — последователи Хауи использовали в корне неверную посылку: «Что удобно видящим, то удобно слепым». По системе Хауи необходимо было «читать» стандартные рельефные буквы, которые очень часто имели замысловатые очертания. В первую очередь изобретатели стали предлагать рельефные шрифты с оригинальной или упрощенной формой букв.
В 1831 году англичанин Джеймс Гол представил выпуклое угловатое письмо, которое какое-то время использовалось в приюте для слепых. Олстон из Эдинбурга предложил собственный шрифт на основе латинского алфавита. Гарнитура Allston очень похожа на один из современных компьютерных шрифтов: Arial.
Изобретательская мысль не останавливается, и в 1838 году Лукас предлагает оригинальные «каракули». Эта система является своего рода сокращением. Буквы выбираются случайным образом и состоят из строк с точкой на одном конце или без нее. Система Лукаса никогда не использовалась для тренировок.
Доктор Мун в своем шрифте 1845 года стремился сохранить основные формы латинского алфавита. Его система использовалась в начале двадцатого века. Но, несмотря на кажущуюся простоту стиля, все существующие системы имели общие недостатки: слишком много времени на чтение и дороговизна создания книг.

Обучение шрифту по системе Брайля

Для людей с нарушениями зрения шрифт Брайля — это не только средство общения, он также способствует развитию общей лингвистической грамотности. Изучать персонажа можно как с помощью машинистки, так и самостоятельно. Существует несколько схем хранения шрифтов шрифтов, например, с использованием ассоциаций с объектами.

также важно научить слепого ребенка читать и писать шрифт Брайля — это альтернативный способ овладения грамотностью, без которого такой ребенок не сможет овладеть письменной речью. Чтобы научить слепого ребенка чтению и письму шрифтом Брайля, требуется взаимодействие многих людей: родителей, учителя, глазного врача, учителя тифа.

Brailbook Руководство по самообучению для слепых детей
Тактильные числа

Одним из игровых устройств, которые помогают ребенку освоить систему Брайля, является «Книга Брайля» — компактный адаптивный алфавит с клавишами и рельефными символами Брайля на поверхности. Каждой клавише устройства соответствует отдельная буква алфавита, при нажатии произносится сама буква и начинающееся с нее слово. Такое самоучитель позволяет ребенку в доступной форме выучить азбуку Брайля и расширить свой кругозор.

Еще более простой способ запоминать буквы, написанные шрифтом Брайля, — использовать серию тактильных букв — тисненых пластиковых фигур. Он может включать буквы русского или английского алфавита с нанесенным символом Брайля, который соответствует этой букве. Благодаря этому набору слабовидящий или слепой человек может тактично почувствовать форму букв и сразу узнать, как они написаны шрифтом Брайля.

Зрячий человек также может выучить символы Брайля, чтобы повысить свою грамотность. Для обучения персонажа можно использовать различные конвертеры с русского или английского языка на шрифт Брайля и наоборот.

Написание текста по системе Брайля

Для обозначения букв Луи Брайль использовал шесть точек, расположенных в три ряда и два столбца. Впоследствии появилась расширенная система Брайля — добавились еще два пункта.

Для написания иероглифов шрифтом Брайля используются специальные письменные принадлежности — прибор и доска. При письме точки перфорируются, так как читать можно только с выпуклыми точками. Основная особенность шрифта Брайля в том, что текст пишется справа налево, затем переворачивается вверх ногами и читается слева направо.

Для читателя точки пронумерованы столбцами слева направо и рядами сверху вниз. Для писателя нумерация на перевернутой странице выглядит иначе: точка 1 находится в верхнем правом углу, точка 2 ниже и точка 6 в нижнем левом углу. Параметры выпуклой точки шрифтом Брайля четко указаны в национальных стандартах. Есть три размера шрифта (большой, средний, маленький), но по умолчанию большой.

Нумерация шрифтом Брайля
Написание шрифтом Брайля

При использовании традиционного шрифта Брайля (шесть точек) вы можете зарегистрировать 64 различных символа и расширить (восемь точек) 256 символов. Строчные и прописные буквы обозначаются специальными символами, которые ставятся перед желаемой буквой. Чтобы изменить стиль текста (полужирный, полужирный, курсив), написать надстрочный и подстрочный индекс, математические символы, применяется несколько иное правило: один специальный символ помещается в начало текста, другой — в конец.

Существуют также различные типы листов Брайля, распространенность которых варьируется в зависимости от национальных типографских традиций. Традиционный для России и постсоветского пространства лист книги Брайля включает 25 строк по 30 или 32 символа в каждой, общим размером 23 на 31 см.

Использование и написание шрифта Брайля регулируются различными государственными стандартами. Так, ГОСТ Р 56832-2015 утверждает требования к размерам точек рельефа и материалам, на которых написан текст шрифтом Брайля. ГОСТ Р 50917-96 утверждает параметры устройств печати шрифтом Брайля, а ГОСТ Р 50918-96 — параметры дисплеев Брайля. Использование шрифта Брайля на тактильных таблицах, пиктограммах и мнемосхемах регламентируется СП 59.13330.2016 и СП 136.13330.2012.

Использование брайлевских книг

Рельефный шрифт Брайля — единственный способ для первых слепых научиться читать и писать, поэтому одной из важных задач является перевод художественной, журналистской или научной работы на шрифт Брайля. В 1837 году была издана первая книга под названием «Краткая история Франции» на тисненом языке. С тех пор шрифт Брайля считается самым передовым способом общения людей с проблемами зрения.

Книги со шрифтом Брайля

Брайль адаптирован для многих языков мира, на нем напечатаны тысячи книг в разных странах. Русскоязычная версия была впервые предложена в 1861 году князем Денисом Оболенским, а последняя версия, используемая сегодня слепыми в нашей стране, была создана в 1881 году педагогом-тифопедиком Екатериной Трумберг. Первые книги со шрифтом Брайля в России были напечатаны на собственные средства педагогом Анной Адлер. В 1898 году начал выходить первый журнал для слепых «Досуг для слепых». В Советском Союзе издание книг в системе Брайля началось в 1924 году с собрания сочинений Владимира Ленина.

Тактильные книги можно найти в специализированных библиотеках для слепых. В России одной из крупнейших является Российская государственная библиотека для слепых (РГБС), в которой хранится большое количество экземпляров различных книг с использованием системы Брайля. В библиотеках для слепых есть аудиокниги и специальные таблички со шрифтом Брайля. Авторы также являются волонтерами, которые создают бесплатные аудиокниги на специальных сайтах.

С кем мне связаться, если мне нужно напечатать книгу, брошюру или отдельное меню шрифтом Брайля? «Вертикальный» тифлоцентр издает брошюры специально для слепых, умеющих читать шрифт Брайля.

Новое время, новые технологии

Современные дисплеи для слабовидящих работают следующим образом. Ячейки Брайля расположены в ряд. Текст преобразуется в сигналы, некоторые стержни в ячейках удлиняются, человек проводит пальцем по всем ячейкам и читает слова. Эти дисплеи весят более одного килограмма. Возникает вопрос: достигли ли устройства пика своего развития или можно найти новые решения?
Основными недостатками при работе с символами Брайля являются медленная скорость чтения текста и невозможность общаться в реальном времени. Достижения в создании все более совершенных методов коммуникации увеличивают скорость распознавания букв. Во-первых, это были рельефные линейные символы (выступающие буквы Хауи). Их заменили рельефные символы (шрифт Брайля). Возможный следующий шаг: одна точка — один символ.
В процессе размышлений и экспериментов автор заметил интересную особенность человеческого восприятия. Если на каждую фалангу пальцев человека поставить по 6 точек, надавливая на отдельные точки с помощью, например, кончика карандаша, человек сможет точно сказать, где это произошло. Это означает, что, поместив 6 прижимов (например, микросоленоидов) на каждый из 4 пальцев (большой по важной причине не считается), всего можно получить 72 элемента, а расположение клавиш может соответствовать расположению клавиш положение QWERTY-клавиатуры… Элементы можно разместить на перчатке или на кончиках пальцев, а вместо прижимающих элементов можно использовать термоэлементы или слабые электрические разряды.
Конечно, пользоваться перчаткой только для получения информации невыгодно. Элементы давления также можно использовать как кнопки. Затем в той же перчатке вы можете вводить информацию в компьютер, нажимая соответствующие кнопки большим пальцем. А еще мы получаем адаптивную клавиатуру, в которой сами кнопки, расположенные на пальцах, перемещаются в сторону большого пальца. Это уменьшит диапазон движений пальцев. Это, в свою очередь, сократит время набора текста, поскольку оба пальца будут скоординированно двигаться друг к другу.
А оснастив перчатки простым синтезатором речи или дисплеем, можно решить проблему общения глухих и немых. В отличие от стандартных устройств, перчатка имеет небольшие размеры, удобна в использовании и может быть подключена к различным устройствам ввода-вывода.

Код Барбье

Такое письмо было намного легче читать, чем гигантские книги с тиснеными буквами. Луи овладел этим методом, но видел и его недостатки. Армейский кодекс был медленным, и на странице было только одно или два предложения, которые подходили для передачи координат врага, но абсолютно не подходили для написания. Изобретение Барбье дало Луи творческий импульс и создал систему рельефного письма, которая позволила писать буквы и цифры, химические и физические знаки. В 1824 году он ввел «клетку», которая состояла из двух вертикальных строк по 3 знака в каждой. Это дало 63 комбинации. Ощупывая каждую клетку, человек может быстро и надежно распознать каждую букву. Это, конечно, легче, чем услышать несколько строк рельефных писем Хауи.

Особенности грамматики

Орфография Брайля обладает уникальными характеристиками, которые нарушают общепринятые правила грамматики. Это включает:

  • Прописные буквы игнорируются;
  • После запятой и перед тире нет пробела;
  • Короткие (тире) и длинные (тире) тире обозначаются одинаково.

Если слабовидящему или слепому человеку приходится работать с компьютером и набирать на нем текст, для минимизации ошибок потребуются специальные подготовительные курсы.

Латинские буквы и цифры

Кириллица

Преимущества и недостатки

Как и у любой техники, у системы Брайля есть свои плюсы и минусы. К первым относятся следующие моменты:

  • Легкость и простота в изучении и использовании;
  • Возможность для слепого получить хорошее образование;
  • Возможность поддерживать связь с друзьями и семьей на расстоянии;
  • Благодаря возможности получения всех необходимых данных у слепого пациента значительно повышается уровень самооценки;
  • Легкость создания текстового сообщения;
  • У слепого есть шанс получить хорошую работу;
  • Возможность заниматься общественной и полезной работой.

Из минусов пользователи отмечают такие качества, как:

  • Медленная скорость чтения;
  • Большой объем письменного материала.

Как устроен шрифт

Мировой алфавит для слепых представляет собой табличку с шестью рельефными точками, расположенными вертикально в два ряда. На первом листе нужно читать справа налево, на втором направление меняется. Главный недостаток алфавита, вызывающий затруднения у многих начинающих, — нумерация выступов, идущая сверху вниз. Необходимо сначала прочитать точки в правом столбце, а затем в левом. Этот принцип значительно усложняет процесс чтения на обратной стороне номерного знака.

В дополнение к уникальному порядку выступов предполагается, что для точек используются определенные параметры и определенное расстояние между ними.

Минимальная высота отметки — полсантиметра, расстояние между выступами — два с половиной миллиметра, расстояние между линиями — пять миллиметров.

Соблюдение этих правил облегчает ознакомление с алфавитом и ускоряет процесс его усвоения.

Шесть точек

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его файл называется img-20141230172115-273.jpg
Брайля. Фото: dnepr.com

Брайль стал «самым успешным студентом с момента его основания» в институте. Это своего рода любимец учителей, что не помешало преподавателям института впоследствии сопротивляться введению и распространению его алфавита. Но то, что после. До тех пор шрифт Брайля был гордостью. Он выучил на слух латынь, древнегреческий, итальянский, испанский и английский языки. В четырнадцать лет его назначили заведующим мастерскими института. Он научился играть на фортепиано и органе, а в шестнадцать лет устроился на оплачиваемую работу органистом в церкви Сен-Николас де Чан. В девятнадцать лет его наняли учителем-наставником; он преподавал географию, алгебру и музыку. Он был признанным музыкантом, давал концерты.

В возрасте пятнадцати лет он изобрел свой алфавит и в 1829 году опубликовал брошюру «Как писать слова, музыку и песни с помощью точек», в которой были установлены основные принципы письма рельефными точками. В дальнейшем он усовершенствовал систему, но основных принципов не коснулся.

Что послужило толчком для изобретения? Все доступные слепым режимы чтения основывались на выпуклом латинском алфавите; наиболее часто используемый, метод Гаюй, был бы хорош для всех, если бы он не был таким медленным и трудоемким: «Слепому ребенку требовалось так много времени, чтобы прочитать предложение, что в конце он часто забывал, что было сказано на нем начало». К тому же печать таких книг стоила чрезвычайно дорого: в Парижском институте, который в свою очередь занимался изданием книг по методу Гаюи, было всего четырнадцать ценных листов с тиснеными буквами.

Луи Брайль хотел быстро прочитать, но тоже мало что сделал.

В 1821 году, в возрасте двенадцати лет, он изучил метод 12 пунктов капитана Барбье (и, действительно, самого капитана Барбье), который по военным причинам (шпионаж и солдаты) изобрел «письмо в темноте». А именно метод шифрования секретных военных сводок, которые, как предполагалось, можно было писать и читать в полной темноте, в окопе, в засаде — не обнаруживая их присутствия огнем.

«Ночное письмо» основывалось на точках и пунктах (что Брайль считал хорошим открытием), но сама система не рассматривалась. Двенадцатиточечный код (две строки по шесть) было неудобно трогать и делал запись неоправданно длинной: таким образом можно было передать координаты противника, но нельзя было написать крупномасштабный текст. Кроме того, метод Барбье был фонетическим, основанным на таблице из 36 звуков и звуковых комбинаций французского языка, что исключало саму идею орфографии.

Вообще, шрифт Брайля создал свой собственный алфавит, и считалось, что удобство его изобретения основано на математических расчетах и ​​знании большого количества языков.

Его шестибалльная система так же проста, как и все, что нельзя изменить, потому что нет смысла менять, как какая-то «идеальная вещь»: она указывает на 63 символа и изображает все буквы алфавита, знаки препинания, цифры и т.д.математические символы и нотная запись».

Шесть точек легко покрываются кончиком пальца и распознаются, угадываются мгновенно одним прикосновением. Это позволяет бегло читать (с некоторым опытом, конечно) — ведь зрячий человек начинает бегло читать только тогда, когда как бы на лету угадывает читаемое слово.

Голубиная простота алфавита Брайля сразу понравилась студентам и преподавателям института, которые сами были слепыми. Они обеспечили изобретение теплой долгосрочной поддержкой поклонников.

И весь основной факультет, всевидящие преподаватели были против. Для них было естественно думать, что все, что «хорошо для видящего, хорошо для незернового» — слепому нужно только приложить усилие. Чтобы осознать удобство азбуки Брайля, тифлопедагоги сначала должны были выучить новый алфавит, то есть для них рухнул весь мессианский пафос их работы: не слепые должны были учиться у зрячих, а зрячие от слепых. Я беспокою.

Дальнейшая жизнь Луи Брайля — это работа в институте (до конца, до самой смерти), любовь и признание студентов, болезни, улучшение своего алфавита и борьба за то, чтобы он (алфавит) был признан.

Официально во Франции «система письма с точкой Брайля для слепых» была признана в 1853 году, через год после смерти Луи Брайля от туберкулеза.

В 1870 году на Международном конгрессе слепых в Париже система Брайля была принята в качестве основы для обучения и печати слепых во всех странах мира.

Количество слепых, читающих по Брайлю

К сожалению, узнать точное количество слепых невозможно, потому что не ведется статистика их регистрации, особенно тех, кто умеет читать шрифт Брайля. По данным Всемирной организации здравоохранения на 2019 год, в мире насчитывалось 2,2 миллиарда людей с проблемами зрения, из которых около 37 миллионов полностью слепы, а большинство из них — люди с нарушениями зрения старше 50 лет.

По данным на 2009 год, количество слепых и слабовидящих людей на учете в России составило 218 тысяч, из них 103 тысячи — полностью слепые, но в слепом обществе неофициально утверждается, что слепых на самом деле намного больше. Из этого числа 22% составляли молодые люди трудоспособного возраста, что составляет почти каждый пятый среди слепых и слабовидящих людей. По тем же данным на 2009 год, около 45 000 россиян становятся инвалидами по зрению, поэтому, если эта тенденция сохранится в 2020 году, число людей с нарушениями зрения может достигнуть 700 000 человек.

Количество инвалидов на февраль 2020 года, Федеральный реестр инвалидов РФ

Территория♿ Кол-во инвалидов Мужчины Женщины

Российская Федерация 11 188 216 4816175 6 372 041
Центральная
федеральный район
3 236 422 1,324,912 1 911 510
Северо-западный
федеральный район
1 211 629 453344 758,285
Северный Кавказ
федеральный район
910.067 395 543 514 524
Южный
федеральный район
1 196 304 557,664 638640
Приволжский
федеральный район
2 187 192 959,718 1,227,474
Урал
федеральный район
724 529 334,508 390,021
Сибирский
федеральный район
1 221 175 560 868 660 307
Дальний Восток
федеральный район
499,769 229.011 270 758

Нет достоверных статистических данных о грамотности Брайля — количестве людей, которые могут использовать шрифт Брайля -. Согласно неофициальной статистике, только 7-10% слепых и слабовидящих людей знают шрифт Брайля из-за недостаточного распространения инструкций и раннего обучения. Есть также слабовидящие или имеющие двойную инвалидность (слепоглухоту) и использующие шрифт Брайля, но не входящие в статистические отчеты.

Оцените статью
Блог про Францию