Великий кутюрье XX века

Чарльз Фредерик Ворт — биография

Источник вдохновения

По иронии судьбы, основоположником французской высокой моды был уроженец Великобритании Чарльз Фредерик Уорт (13 октября 1825 г.). Он вырос в обеспеченной семье юриста, но из-за алкоголизма и азартных игр его отец потерял состояние. У молодого Чарльза не было выбора, кроме как начать зарабатывать на жизнь. В 11 лет он устроился на работу в компанию, которая поставляла ткани для пошива одежды. Затем он работает в крупнейшей компании Англии по поставке шелка в столицу. Всего его опыт работы в текстильной сфере составил 7 лет. В свободное время он активно посещал музеи и галереи, рассматривал изображения картин, восхищался изысканностью одежды и делал свои эскизы. Именно тогда он понял, что его призвание — мода.

Карло Вейл

Начало карьеры кутюрье

В 20 лет Уорт переехал в Париж, где нашел работу в престижной компании, которая продавала дорогие ткани, шали и одежду. Спустя 13 лет, достигнув выдающихся результатов, он решает, что пора заняться чем-то серьезным. В 1858 году вместе со своим партнером Бобергом он открыл свой модельный дом на улице Рю-де-ла-Пет, а в 1871 году стал его полноправным владельцем. В то время Чарльз Ворт открыл секрет славы и богатства. Он начал пришивать корпоративный лейбл к каждому своему продукту, как художник подписывает свои картины. Но это еще не все, каждый год талантливый дизайнер представлял светскому обществу новую коллекцию одежды, что увеличивало спрос на продукцию. Эта система до сих пор актуальна среди известных дизайнеров.

Этикетка, которая стоит

Из этого можно сделать вывод, что Ворт был не только блестящим дизайнером, но и прекрасным продавцом.

Первое открытие

Его первым открытием стала реконструкция женской юбки. Как известно, объем юбки был достигнут за счет разнообразных нижних юбок, что увеличивало вес платья и нагрузку на фигуру. Стоит изобрести более легкий вариант подъюбника — кринолин. Благодаря легкости и гибкости кринолина можно было создавать платья невообразимых размеров, чем и воспользовался изобретательный кутюрье. Он придал женственному силуэту потрясающие формы, подтянув талию тугим корсетом и подняв юбку до огромных размеров. Ему казалось, что таким образом женщина воплотила прекрасный цветок на цветущей клумбе.

Подъюбник Crinoline
Объемное платье от Worth

Его первой моделью для публичной демонстрации шитья была его жена Мари Верне. Она с удовольствием надевала все наряды любимого мужа на различные мероприятия, на которые собирались светские дамы. Ее фигура была безупречной и привлекала всеобщее внимание, что прекрасно гармонировало с ролью главного лица Дома Уорта. Таким образом, Мари стала первой моделью в истории модельного бизнеса.

Супруга Чарльза Уорта
Чарльз Ворт с женой

Обслуживание королевских особ

Таким образом, общаясь в светском обществе, Мари Верне обращала внимание не только на себя, но и на творчество мужа. Клиентам не было отбоя, вся аристократия стала наряжаться в Уорт, включая королевских особ. Чарльз Уорд служил 9 королевским дворам, включая королеву Англии Викторию, Марию Федоровну Романову (жену Александра III) и любимую клиентку императрицу Евгению (жену Наполеона III).

Императрица Франции Евгения

Каждый из них заказывал сразу несколько платьев, что приводило к длительным репетициям и постоянным посещениям салона. Для жителей дальних стран это было не очень удобно. Но предприимчивый Ворт тоже нашел выход из положения. Он изобрел первую в мире модель женской фигуры — идиот, как сейчас называют манекен. Манекен изготавливали по фигуре заказчика, и теперь уже не нужно было так часто посещать фурнитуру. Российская императрица Мария Федоровна тоже отправила Ворту вопрос по телеграфу, доверившись его вкусу и мастерству.

Царская семья Романовых
Мария Федоровна в сусальном платье

Мария Федоровна в синем платье Wort
Юная императрица Мария Федоровна

Переворот в мире моды

Спустя время Чарльз Ворт понял, что объемные юбки скрывают всю женскую грацию. И решила изменить форму юбки на кринолин, убрав лишний объем спереди назад. Таким образом, перед платья получился ровным, а на ягодицах на спине образовались складки. Так появилась суета, которая, как и кринолин, видоизменилась, приобретя значительные объемы.

Мода для суеты
Фотография девушки в бешеном платье

Также Чарльз Ворт первым отделил верх платья от низа, выбрав съемный лиф — платье-трансформер. Утром женщина, как обычно, надевала повседневное платье, а вечером снимала части рукава, воротника или полностью меняла лиф на другой. При этом дама получила вечернее платье, не прибегая к длительному процессу маскировки.

Съемная часть платья - лиф

Но источником вдохновения был стиль не девятнадцатого века, а восемнадцатого века, по этой причине на Всемирной выставке 1900 года не было предложено никаких новых стилей. Самым главным было осознание и открытие нового направления: движения кутюрье. Всех стилистов того времени возглавлял Ворт, которого не было в живых 5 лет. Дело продолжили сыновья Гастон и Жан-Филипп.

Посмотрите, как шла работа в Доме моды Charles Worth:

От швеи до кутюрье!

Чарльзу Ворту удалось совместить два метода шитья одежды: английский и французский, в его время родилось слово «кутюрье» — «дизайнер», раньше были только кутюрье — «портные», чаще всего швеи. Жанна Пакет также выставляла свои работы на Всемирной выставке и, как Уорт, признала авторство своих дизайнов вместе с лейблом. Но ничем новым она никого не удивила, хотя одежда ее была довольно роскошной и богатой. Единственная новость — первая женщина, швея, объявила себя кутюрье и возглавила модную ярмарку. Многие считают, что мир кутюрье и моды всегда принадлежал и принадлежит мужчинам ты согласен с этим?

Идеальные пропорции тела

В те времена мужчины считали, что женское тело нужно улучшать и добиваться идеальных результатов с помощью одежды. Так, в начале 20 века женская фигура напоминала S-силуэт, верх был объемным и пышным, талия — безумно тонкой. В виде корсета он плавно переходил на бедра, где снова был достигнут объем за счет нахлестов. Чтобы узнать больше об истории корсета, прочтите: Жестокая правда о корсетах

Модный современный стиль
Завышенная фигура из-за корсета

Модный дом Уорта

Чарльз Фредерик открыл свою собственную компанию в сотрудничестве с Отто Густавом Бобергом в 1858 году. Дом моды располагался во втором округе Парижа, по адресу 7 rue de la Paix.

Изначально в постановке работало около двадцати швеей, а моделью выступала жена Мари. Мари также отвечала за посещение потенциальных клиентов для демонстрации моделей. Одним из первых клиентов мастера была Валери Листок, недовольная платьем, сшитым другим портным для бала в Тюильри. Она была в восторге от сиреневого шелкового платья Ворта, обтянутого сиреневым тюлем и расшитого ландышами. В тот же вечер платье привлекло внимание жены императора. Популярность Уорта продолжает расти. Помимо коллекций для знати, начинается работа над дизайном коллекций для менее обеспеченных покупателей, с предложением выполнить заказ в желаемом размере. Он разработал целые линии одежды для утра, дня и вечера: ночные рубашки, свадебные платья, бальные и танцевальные платья, сценические костюмы для известных актрис и певиц того времени. Его работы были узнаваемы благодаря вырезанным и заимствованным элементам, которые когда-то видели в музеях. Его популярность порождает плагиат. Чарльз Фредерик создает свой собственный бренд и маркирует модели.

Мода начала XX века — заслуга Чарльза Ворта

Тенденции моды

Несомненно, женская одежда в начале 20 века благодаря открытиям Ворта обрела свободу, но все же остались пережитки прошлого. Высокий воротник — накрахмаленная кружевная опора, требовала идеальной осанки, кроме того, на голове носилась объемная шляпа с многочисленными перьями, цветами, бантами и дорогими украшениями. Фигура держалась вместе тугим корсетом из китового уса, поверх которого было надето платье или халат с другим корсетом («кахе-корсет»). Рукав платья, таким образом, выглядел как окорок — отсюда и название рукава «окорок»; в области плеч он был пышным и плотным от локтей до пальцев ног.
Модные рукава из прошлого века
Платье с объемными рукавами

У дам было принято прятать свое тело под многочисленными портьерами и складками. Юбка была длиной до пола, с колоколообразной спинкой, собранной в складки, которые иногда переходили в шлейф. Чтобы уравновесить фигуру, шляпа женщины была слегка сдвинута вперед, а ее волосы собраны в пушистую прическу под шляпой.

Мода на шапки с пышными прическами

Встреча с принцессой


Влиятельный агент: Карл Лагерфельд как загадочный человек международного масштаба

Вместе со своим шведским товарищем Отто Густавом Бобергом Уортом он открыл свой салон на улице де ла Пэ, 4 в 1858 году. Вскоре пришел первый крупный успех, который превратился в настоящий триумф. Мари, которая занималась привлечением новых клиентов, смогла получить заказ на бальное платье для принцессы Полины Клементины фон Меттерних, жены нового посланника Австро-Венгрии. В конце декабря 1859 года Мари Уорт была принята в посольстве и подарила принцессе альбом своего мужа. Как вспоминала мадам Меттерних в своих воспоминаниях: «Я открыла альбом и, к своему удивлению, увидела на первой странице очаровательное платье, а на второй — совершенно восхитительное! Я сразу почувствовала себя великим художником ». Принцесса заказала оба платья — по очень разумной цене в 300 франков каждое — и вскоре появилась в одном из них на придворном балу в Тюильри. Платье было настолько красивым, что сама императрица Евгения обратил на это внимание.

Фото: commons.wikimedia.org/Public Domain
Парижанка: жизнь Коко Шанель в редких фотографиях Легенда моды ХХ века была образцом безупречного стиля

Полина фон Меттерних сохранила диалог, происходивший в ее мемуарах:

— Могу я спросить, сударыня, кто сшил вам это платье, такое элегантное в своей простоте?

— На модном небосклоне взошел англичанин, сударыня, новая звезда.

— А как его зовут?

— Его зовут Ворт.

— Что ж, соизволите сказать ему, что я жду его завтра в 10 утра.

«Итак, — заключила посланница не без грустного юмора, — ценность возросла, и я потерялась, потому что больше не было платьев стоимостью по 300 франков каждое».


Король Италии Джорджо Армани продолжает править в мире моды

На следующее утро Ворт появился в покоях императрицы. Чтобы подтвердить свою известность как радикала, он явился не в предписанных протоколом хвостах, а в обычной одежде и с беретом на голове. Возможно, именно эта простота очаровывала Эудженио, который не очень любил моду вообще и нарочитую роскошь в частности. Ворт устроился официальным стилистом императрицы. Кроме нее она одела восемь королевских особ (в том числе трех русских королев). Заручившись поддержкой Евгении, он перестал сдерживать свою фантазию: в 1864 году он отменил кринолины (что, впрочем, тоже раздражало императрицу) и мужественно укоротил подол — теперь они доходили только до щиколотки. В новых «прогулочных платьях» женщины действительно могли ходить, не боясь споткнуться о собственный подол. Вдобавок он представил мешковатые платья-туники и практически спас текстильную промышленность Лиона, убедив императрицу хотя бы раз надеть местное шелковое платье. «Я буду как занавес в нем!» — возражала Евгения, но предложение Ворта поддержал Наполеон III, который понял план англичанина: через неделю весь двор носил платья из шелка из Лиона, через год их носили и обычные горожане (очевидно, не из Worth.

Первая живая модель

Ворт был амбициозным, амбициозным и умным человеком. Еще будучи продавцом, он начал экспериментировать с вариантами представления товаров потенциальным покупателям в выгодном свете. Он нанял Мари Верне, чтобы показать шали и другие аксессуары. В 1850 году он начал разрабатывать первые модели платьев, вдохновленные работами Мари, и их покрой отличался от костюмов, сшитых на заказ. Они были безупречно выполнены и элегантны. Как он и надеялся, этот рекламный ход не остался незамеченным. Считается, что это первый случай в истории моды, когда продажа тканей сочетается с производством одежды. В то время европейцы носили одежду, которую шили портные по желанию покупателей. Увидев потрясающие платья Мари, покупательницы устремились в мастерскую с просьбой сшить платья на заказ из уже имеющихся готовых предложений, которые подходили бы к их фигуре. Платья шились на заказ, в единственном экземпляре, из роскошных богато декорированных тканей, дополненных орнаментом.

Успех в Париже

Успех Ворта как модельера совпал с формированием Второй империи во Франции. Реставрация королевского дома в 1852 году, возглавляемая Наполеоном III в качестве нового императора, снова превратила Париж в столицу империи и, таким образом, в место многочисленных государственных мероприятий. Спрос на предметы роскоши, в том числе модную одежду, достиг беспрецедентного уровня. Когда Наполеон III женился на императрице Евгении де Монтихо, его вкусы стали законодателями моды. Покровительство императрицы обеспечило Ворту успех как стилиста. Его одежда отличалась использованием роскошных тканей, исключительной отделки и включением элементов исторической одежды. Создавая уникальные наряды для знаменитостей, она также представляла публике целые коллекции, демонстрируя их на живых моделях. Покупатели определились с выбором и заказали одежду в мастерской Ворта.

Источники

  • https://marianovikova.ru/kutiure-charles-frederic-vort.html
  • https://MirFrance.ru/charlz-frederik-uort/
  • [https://iz.ru/799654/vladislav-krylov/dom-kotoryi-postroil-vort-pervyi-kutiure-parizha-ne-byl-frantcuzom]

Оцените статью
Блог про Францию